Единый государственный экзамен

Информация     Документы     Расписание ЕГЭ     ППЭ    
Шкала перевода     Статистика     Результаты ЕГЭ    
Подготовка к ЕГЭ     Абитуриент     Бланки      Азбука ЕГЭ    
О ЕГЭ
Наиболее часто задаваемые вопросы

 

Наиболее часто задаваемые вопросы

1. Виды тестирования, проводимые под эгидой министерства образования РФ

1.1 Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)

1.2 Централизованное тестирование (ЦТ)

1.3 Компьютерное тестирование знаний "Телетестинг"

1.4 Централизованное компьютерное тестирование

1.5 Дистанционное образовательное тестирование "1С:Телетестинг"

2. Содержание Единого экзамена, общие вопросы

2.1 Что такое Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)?

2.2 Зачем вводится ЕГЭ?

2.3 Когда планируется введение ЕГЭ в обязательном порядке на территории России?

2.4 ЕГЭ - это не слишком ли сложный экзамен для наших школьников?

3. Организация проведения эксперимента по Единому экзамену в 2004 г.

3.1 В школах каких округов г. Москвы будет проведен ЕГЭ-2004?

3.2 По каким предметам будет проводиться ЕГЭ?

3.3 Дополнился ли список предметов ЕГЭ в 2004 году?

3.4 В каких регионах будет проводиться ЕГЭ в 2004 году?

4. Типы заданий и варианты Единого экзамена

4.1 На какие вопросы надо отвечать, какие задачи (задания) надо решать при выполнении ЕГЭ?

4.2 Кто создает задания Единого экзамена?

4.3 Что такое конкурс КИМ и для чего он нужен?

4.4 Из каких частей состоит вариант Единого экзамена? И можно ли не выполнять третью часть теста ЕГЭ, если хочешь получить только тройку в школьный аттестат?

4.5 Сколько заданий присутствует в тесте по каждой категории А, В, С?

4.6 Нельзя ли просто увидеть свою работу как на ЦТ?

4.7 Как записывать ответ в части В?

4.8 Будет ли отменено сочинение по литературе с введением ЕГЭ? Если да, то можно ли будет проверить сформированность основных учебных навыков по предмету?

4.9 Может ли выпускник выбрать экзамен по геометрии в традиционной форме, если утверждены КИМы по математике (а не по геометрии)?

4.10 Планируется ли вводить ЕГЭ по дисциплинам предметной области "Искусство"? Если да, в каком классе?

4.11 Зачем создавать профильные классы, если все равно придется сдавать ЕГЭ?

4.12 Будут ли в КИМах учтены в перспективе особенности профильного обучения?

5. Объективность и секретность при проведении Единого экзамена

5.1 Как обеспечивается секретность контрольно-измерительных материалов Единого экзамена до их предъявления учащимся?

5.2 Кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ?

5.3 Как учтены часовые пояса при проведении экзамена? Не появится ли информация в ИНТЕРНЕТЕ после проведения экзамена во Владивостоке?

5.4 Я заметил, что штрих-коды на всех бланках, выданных мне, разные. Не означает ли это, что допущена ошибка, и бланки перепутаны?

6. Подсчет баллов

6.1 Что такое первичный и тестовый балл?

6.2 Как подсчитываются баллы?

6.3 Объясните, пожалуйста, за какой объём выполненного материала будут выставляться оценки "четыре" и "пять" на экзамене?

6.4 Сколько "стоит" одно задание "С" в баллах?

6.5 Если я верно решил задание из группы "С", но "по невнимательности" записал неверный ответ, будет ли это задание считаться неверным?

6.6 Если я сделаю орфографическую ошибку, то компьютер этот ответ не засчитает?

6.7 Что такое рейтинг?

7. Процедура и правила проведения Единого экзамена

7.1 Сколько времени продолжается ЕГЭ по разным предметам и в какие дни?

7.2 Можно ли пересдавать ЕГЭ?

7.3 Где, кто и как проводит ЕГЭ?

7.4 Какими дополнительными материалами можно пользоваться на ЕГЭ?

7.5 Что мне делать, если в процедуре экзамена были допущены ошибки (что-то мешало, не было создано необходимых условий и т.д.)?

7.6 Я заканчиваю 11-ый класс и у меня нет гражданства, хотя заявление давно уже подали. Могут ли меня не допустить на сдачу ЕГЭ без паспорта?

7.7 Черновик на ЕГЭ - один или нет?

7.8 Что делать, если не хватает места для записи ответов в части С?

7.9 Что делать, если мне попалось некорректное задание на ЕГЭ?

8. Единый экзамен и школа - использование результатов

8.1 У кого изначально будет информация о том, что работе начислены те или иные баллы, каким образом, и в какие сроки эта информация должна быть доведена до учащегося?

8.2 Какие оценки будут в аттестатах у тех, кто сдает ЕГЭ?

8.3 Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат?

8.4 Какую оценку на ЕГЭ нужно получить, чтобы получить золотую и серебряную медаль?

8.5 Нужно ли для получения золотой медали сдавать обычные экзамены по математике и русскому языку (экзаменационные работы, сочинение)?

8.6 Можно ли опротестовать результаты ЕГЭ, к кому и как при этом можно апеллировать? Как можно убедиться, что мою работу (бланки А, В, С) не перепутали?

9. Единый экзамен и ВУЗы - использование результатов

9.1 Участие ВУЗов в ЕГЭ

9.2 Как узнать, какие именно факультеты принимают экзамены в такой форме?

9.3 Как рассылать результаты ЕГЭ в ВУЗы?

9.4 Что делать, если ВУЗ принимает только оригинал свидетельства ЕГЭ?

9.5 Будут ли результаты Централизованного Тестирования засчитываться как результаты ЕГЭ?

9.6 Могу ли я использовать свидетельства о сдаче ЕГЭ текущего года для поступления в ВУЗ в следующем году? Или мне вновь предстоит участвовать в сдаче ЕГЭ по всем предметам?

9.7 Как учитываются результаты ЕГЭ в ВУЗах?

9.8 Как ВУЗы могут использовать стобалльную шкалу, если должны принимать абитуриентов из других регионов, не выполнявших ЕГЭ, и оценивать их знания с помощью обычных экзаменов по пятибалльной шкале?

9.9 А если я хочу в артисты?

9.10 Зачем нужна июльская сессия ЕГЭ?

9.11 Как быть, если при поступлении в несколько ВУЗов ЕГЭ совпадают во времени?

9.12 Можно ли абитуриенту сдать традиционный экзамен наряду со свидетельством ЕГЭ?

9.13 Существуют ли льготы при поступлении в ВУЗ по результатам ЕГЭ?

9.14 Зачем нужно свидетельство, если есть ФБС?

9.15 Почему неизвестны заранее условия приема в ВУЗы?

10. Единый экзамен и ГИФО

10.1 Будут ли выдаваться денежные вознаграждения (стипендии, гранты, кредиты на обучение в ВУЗе) учащимся по результатам ЕГЭ? И когда?

10.2 Что такое ГИФО, и зачем вводится ГИФО?

10.3 Что дают ГИФО?

11. Демонстрационные (тренировочные) варианты Единого экзамена

11.1 Где можно достать все варианты ЕГЭ? Будут ли они опубликованы в Интернете?

11.2 Возможно ли где-нибудь найти варианты ЕГЭ с ответами?

11.3 Где можно ознакомиться с тестами ЕГЭ?

11.4 Какие издательства уполномочены Министерством образования РФ публиковать тесты единого государственного экзамена?

12. Обязательность участия в Едином экзамене

12.1 Можно ли сдавать экзамен в обычной форме (в виде обычного устного или письменного экзамена), если регион уже включился в эксперимент по внедрению ЕГЭ?

12.2 Можно ли отказаться от участия в ЕГЭ?

12.3 Обязательно ли участие в эксперименте ЕГЭ выпускников, претендующих на медали, обучающихся с углубленным изучением предметов?

12.4 Могут ли выпускники, обучающиеся на очно-заочной форме, сдавать ЕГЭ?

12.5 Должны ли сдавать ЕГЭ по математике ученики профильных гуманитарных классов, имеющих 3 часа математики в неделю?

12.6 Будут ли "скидки" ученикам малокомплектных школ?

12.7 Должны ли сдавать ЕГЭ дети с ослабленным здоровьем?

12.8 Экзамен по географии, который они сдавали в традиционной форме в 10-м классе, нужно будет пересдавать в форме ЕГЭ?

12.9 Можно ли абитуриенту ВУЗа региона, участвующего в эксперименте по ЕГЭ, не использовать свидетельство ЕГЭ и поступать, сдавая традиционные экзамены?

Ответы:

1.1 Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) [вверх]
Проводится на обязательной основе (для всех) в экспериментальных регионах в июне - июле. Второй раз ЕГЭ проводится при приеме в ВУЗы для абитуриентов из неэкспериментальных регионов. Проводится БЕСПЛАТНО. По результатам выдаются свидетельства. Балл ЕГЭ учитывается в выпускном аттестате в комбинации с итоговым школьным баллом. ВУЗы экспериментальных регионов обязаны принимать свидетельства. Другие ВУЗы не обязаны. В других регионах все выпускники сдают выпускные экзамены в традиционной форме.

 

1.2 Централизованное тестирование (ЦТ) [вверх]
Проводится уже свыше 10 лет. Традиционный срок - начало апреля. Добровольное, платное тестирование. Результаты Централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в соответствии с приказом Министра общего и профессионального образования РФ могут, по желанию учащихся, засчитываться в общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, лицеях) по всем предметам (кроме литературы и алгебры и начал анализа) в качестве оценок итоговой аттестации и в ВУЗах в качестве оценок вступительных испытаний. Результаты учитывают многие ВУЗы страны (свыше 200), хотя имеют право и игнорировать. ЦТ проводился в 2001-2003 годах практически во всех регионах, в том числе и включенных в эксперимент по ЕГЭ. Почему? - Чтобы дети из этих регионов могли поступать в ВУЗы других регионов (где пока нет ЕГЭ) по сертификатам ЦТ. Но уже ВУЗы из экспериментальных регионов принимать сертификаты ЦТ на те направления и специальности, которые отведены под ЕГЭ (не менее 50% от общего числа) не имеют права, они обязаны учитывать только свидетельства ЕГЭ. Смотрите "Об использовании результатов ЦТ при приеме в ВУЗы".

 

1.3 Компьютерное тестирование знаний "Телетестинг" [вверх]
Проводился пять лет - начиная с 1997 года. Был платным и добровольным. После введения эксперимента по ЕГЭ не проводится. Некоторые методические находки Телетестинга руководство Минобразования планирует использовать в будущем при компьютеризации единого экзамена.

 

1.4 Централизованное компьютерное тестирование [вверх]
Централизованное компьютерное тестирование. Проводится с 1999 года. При этом на компьютерах предъявляются варианты, которые разработаны в рамках Централизованного тестирования. Проводится в конце марта. Также, как и ЦТ, является платным и добровольным.

 

1.5 Дистанционное образовательное тестирование "1С:Телетестинг" [вверх]
Это репетиционное компьютерное тестирование в рамках ЕГЭ. Для старшеклассников и абитуриентов, желающих приобрести опыт в прохождении тестовых экзаменов, разработана система "1С:Телетестинг", позволяющая выполнить тесты в компьютеризированном виде. Демонстрационные интерактивные варианты ЕГЭ открыты для бесплатного доступа на самом портале. Более широко с вариантами можно познакомиться в репетиционных центрах России (список центров находится в разделе "Для учащихся" по адресу http://www.ege.ru/demo/regions.html). К вариантам также возможен бесплатный доступ, но если заказывается централизованная компьютерная обработка, то учащиеся платят в соответствии с расценками установленными в репетиционном региональном центре. По итогам этого вида тестирование документы не выдаются.
Комплекс "1С:Телетестинг" включает демоварианты 2003 и реальные тесты единого экзамена 2002 года, которые состоят из блока заданий типа "А", "В" и "С". Обработка репетиционного теста в комплексе "1С:Телетестинг" предусматривает получение балла (очков) за выполненные задания типа "А" и "В" и примерное соответствие 5-балльной шкале, представление участнику проверенного бланка заданий, с указанием правильных и неправильных ответов, а также статистики по количеству правильно и неправильно выполненных заданий в тесте. Для организации репетиционного центра необходимо подать заявку по адресу mail@ege.ru, teleprof@ege.ru на имя Натальи Гончаровой, Центр тестирования в МГУ "Гуманитарные технологии": http://www.ht.ru/prof

 

2. Содержание Единого экзамена, общие вопросы

2.1 Что такое Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)? [вверх]
Это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:
а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы,
б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в ВУЗы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.
Итак, определим ЕГЭ через краткие ответы на 5 вопросов:
КТО СДАЕТ: выпускники школ в мае-июне;
КТО ПРОВОДИТ: региональные органы управления образованием;
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА: контрольно-измерительные материалы, разработанные в Москве по итогам Всероссийского конкурса разработчиков КИМ;
ПЛАТНОСТЬ: бесплатно;
КТО УЧИТЫВАЕТ: а) школы в аттестатах; б) ВУЗы и ссузы экспериментальных регионов не менее, чем по 50% своих специальностей; в) некоторые ВУЗы неэкспериментальных регионов.
Для выпускников прошлых лет и жителей неэкспериментальных регионов предусмотрена так называемая <июльская сессия>, которая проводится по материалам ЕГЭ в вузах во второй половине июля.

 

2.2 Зачем вводится ЕГЭ? [вверх]
Вводится ЕГЭ по многим причинам и имеет сразу несколько целей.
Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.
Кроме этого, проводиться ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа "А" (выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы), ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое <целевое репетиторство> (с целью приема в определенных вуз) и взяточничество.
Еще одна цель - попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение.. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены - новая задача для наших учителей.
Наконец, немаловажное соображение - разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в ВУЗы.
Более отдаленная цель - содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между ВУЗами. В сильные ВУЗы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег (по механизму ГИФО - "государственных именных финансовых обязательств").

 

2.3 Когда планируется введение ЕГЭ в обязательном порядке на территории России? [вверх]
Пока планируется введение ЕГЭ в обязательном порядке к 2005 году. В настоящее время ЕГЭ проводится в порядке эксперимента. Возможны изменения в сроках, связанные с выявлением за это время каких-либо сложностей в организации и проведении ЕГЭ на местах. Решение будет принято по итогам 3-4-х лет эксперимента. Планируется продолжение поэтапного расширения ЕГЭ - по мере отработки нормативного и организационно-технологического обеспечения его проведения.

 

2.4 ЕГЭ - это не слишком ли сложный экзамен для наших школьников? [вверх]
В ЕГЭ разные задания - есть простые и есть трудные (в конце Каждого варианта). Статистика ЕГЭ-2001-2003 показала, что по большинству предметов примерно половина школьников справляется с примерно половиной заданий (см. графики распределения). Это нормально для тестового метода. Тестовый метод не предполагает, чтобы решались все задания. Даже отличники решают только 70-80 процентов заданий, но не все задания. ЕГЭ должен включать в себя сложные задания, чтобы иметь возможность различать учеников при поступлении в вузы с высокими требованиями к уровню подготовки.
Поскольку заданий много, то риск несправедливой оценки из-за "несчастливого билетика" резко сокращается. Поэтому ЕГЭ каждому дает возможность "прыгнуть" на ту высоту, на которую он сейчас может прыгнуть. Это вовсе не "задранная слишком высоко планка". Это скорее яма для прыжков в длину, чем планка - каждый "прыгает" так далеко, как может в данный момент. Не надо бояться ЕГЭ, надо обязательно потренироваться на примерах (на нашем сайте в разделе Демоверсии) и Вы сами увидите, что ЕГЭ дает больше уверенности в своих силах, чем жесткий экзамен в "чужом ВУЗе" с элементами лотереи при вытягивании билетиков, в котором можно обнаружить всего лишь пару очень странно сформулированных вопросов.

 

3. Организация проведения эксперимента по Единому экзамену в 2004 г.

3.1 В школах каких округов г. Москвы будет проведен ЕГЭ-2004? [вверх]
По словам начальника Департамента образования г. Москвы Л. П. Кезиной, ЕГЭ будут сдавать школы Юго-Западного, Восточного, Западного, Северо-Восточного и Южного округов.
По всем вопросам введения ЕГЭ в Москве просим Вас обращаться на официальный сайт Департамента образования г. Москвы, раздел "Диалог".

 

3.2 По каким предметам будет проводиться ЕГЭ? [вверх]
На данном этапе еще не существует официальной и достоверной информации о предметах, по которым будет проводиться ЕГЭ в каждом из экспериментальных регионов. Перечень предметов еще будет обсуждаться Министерством образования РФ в сотрудничестве с каждым регионом.

 

3.3 Дополнился ли список предметов ЕГЭ в 2004 году? [вверх]
Будет выбрано несколько пилотных регионов, где будет проведен ЕГЭ по информатике. Пробные образцы КИМ по информатике (задания части С) Вы можете увидеть в нашем разделе "Технология".

 

3.4 В каких регионах будет проводиться ЕГЭ в 2004 году? [вверх]

 

4. Типы заданий и варианты Единого экзамена

4.1 На какие вопросы надо отвечать, какие задачи (задания) надо решать при выполнении ЕГЭ? [вверх]
Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов:
А) Это задания с выбором ответа из четырех предложенных
В) Это задания с кратким свободным ответом (одним словом или числом)
С) Это задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование, математический вывод и т.п.)

 

4.2 Кто создает задания Единого экзамена? [вверх]
Процесс создания заданий ЕГЭ - это сложная многоэтапная процедура. Во многих случаях вариант содержит задания, составленные разными авторами и прошедшие несколько этапов редактирования, - после рецензирования специалистами, утвержденными комиссией по ЕГЭ при министерстве, после пилотных испытаний на учащихся (после апробации) и т.д. При подготовке контрольно-измерительных материалов (т.е. КИМ) для ЕГЭ 2001-2002 ключевую роль сыграли специалисты из Института общего среднего образования Российской академии образования, победившие в конкурсе в 2001 году. В ЕГЭ-2003-2004 КИМ формируются на основе труда всех участников конкурса КИМ - будут использованы все задания, признанные качественными и оригинальными.

 

4.3 Что такое конкурс КИМ и для чего он нужен? [вверх]
Конкурс КИМ - Конкурс "Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена 2004 года"
Цель конкурса - обеспечение единого государственного экзамена качественными контрольными измерительными материалами.
Задачи конкурса:
- выявление авторских коллективов и отдельных авторов, имеющих необходимый научно-методический потенциал для участия в разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
- отбор тестовых заданий (далее - заданий) для включения их в банк заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ).

 

4.4 Из каких частей состоит вариант Единого экзамена? И можно ли не выполнять третью часть теста ЕГЭ, если хочешь получить только тройку в школьный аттестат? [вверх]
Все варианты Единого экзамена состоят из трех частей. Более трудные задания (например, почти все задания типа С) собраны в третьей части. Да, для получения "тройки" достаточно успешно выполнить фактически только первую часть. При этом хватит примерно 50-60 процентов решенных заданий из первой части (хотя используется несколько разная граница для разных предметов). Но лучше не бросать тест и не уходить из аудитории раньше времени, даже не попробовав решать третью часть. Кто знает, может быть Вам не хватит всего-то пары очков до "заветной четверки" или для более высокой оценки, а решив правильно всего одно задание из второй или третьей части, Вы как раз и достигнете этой границы.

 

4.5 Сколько заданий присутствует в тесте по каждой категории А, В, С? [вверх]
Разные предметы содержат различное количество заданий категорий А, В и С. Но общая закономерность такова, что заданий А больше, чем заданий В, а тех в свою очередь больше или примерно столько же, сколько заданий типа С (с развернутыми ответами). Общее число заданий в экзаменационных вариантах - от 30 (математика) до 80 (география). Это примерные границы. Более точные цифры приведены в демонстрационных вариантах, но и они могут быть несколько скорректированы в официальных экзаменационных вариантах.

 

4.6 Нельзя ли просто увидеть свою работу как на ЦТ? [вверх]
Просто "увидеть" свою работу, пока (в этом году) нельзя. Слишком мало времени на организацию такой услуги в июне. Центр тестирования МО должен обработать 600-700 тысяч протоколов (примерное число участников в 2003 году) и выслать свидетельства во все экспериментальные регионы.

 

4.7 Как записывать ответ в части В? [вверх]
На заседании в Министерстве В. А. Хлебников (директор Центра тестирования) заверил всех членов комиссии, что компьютерная программа распознавания и обработки бланков одинаково успешно обрабатывает как задания с пробелами, так и задания без пробелов в части В. При возникновении вопросов о формате записи ответа обязательно смотрите инструкции к заданиям ЕГЭ!

 

4.8 Будет ли отменено сочинение по литературе с введением ЕГЭ? Если да, то можно ли будет проверить сформированность основных учебных навыков по предмету? [вверх]
Сочинение по литературе планируется оставить, но, возможно, оно перейдет в ранг экзаменов по выбору. Региональные органы управления образованием в 2003 году имели право выбора формы экзамена по литературе из трех возможностей:
а) сочинение
б) изложение
в) в форме тестов ЕГЭ.

 

4.9 Может ли выпускник выбрать экзамен по геометрии в традиционной форме, если утверждены КИМы по математике (а не по геометрии)? [вверх]
На время эксперимента КИМ по математике заменяет алгебру, но не геометрию. То есть геометрию можно сдавать в традиционной форме. И на этапе эксперимента в аттестат идет оценка по алгебре.

 

4.10 Планируется ли вводить ЕГЭ по дисциплинам предметной области "Искусство"? Если да, в каком классе? [вверх]
Нет, в ближайшие годы не планируется. Здесь мы далеки от создания адекватных инструментальных методов контроля.

 

4.11 Зачем создавать профильные классы, если все равно придется сдавать ЕГЭ? [вверх]
Вне профильного класса получить 100 очков по определенному предмету можно, но крайне трудно, так как ряд заданий части "С" включают материал профильной школы.

 

4.12 Будут ли в КИМах учтены в перспективе особенности профильного обучения? [вверх]
В ближейшее время в рамках ЕГЭ такая задача не ставится. Основание - даже выпускники самых сильных профильных школ не получают высшего балла 100 по соответствующим предметным КИМам ЕГЭ, то есть дифференцирующей силы этих тестов хватает для надежного различения достижений на высоком полюсе шкалы. В будущем, однако, возможно, появятся специализированные КИМы для профильных школ и центров довузовской подготовки.

 

5. Объективность и секретность при проведении Единого экзамена

5.1 Как обеспечивается секретность контрольно-измерительных материалов Единого экзамена до их предъявления учащимся? [вверх]
Секретность КИМов обеспечивается по-разному на разных этапах их разработки и распространения. Основные принципы нынешней системы обеспечения секретности заключается в том, что:
а) На этапе разработки всю работу выполняют одни организации, а на этапе тираживания и распространения - другие.
б) Вариантов много, и ни один из разработчиков не получает доступа ко всем вариантам по всем предметам.
в) На этапе распространения варианты КИМ рассылаются в запечатанных пакетах, которые должны вскрываться на местах в дни экзаменов в присутствии членов ГЭК и общественных наблюдателей в аудитории непосредственно перед началом экзамена, когда все учащиеся уже заняли места. По прибытии в регион (за день-два до экзамена) все пакеты хранятся в сейфах под личным контролем Председателя региональной госкомиссии.
г) При кодировании вариантов ЕГЭ используются штрих-коды.
д) При обработке части <С> используются оценки двух независимых экспертов, а при их расхождении из центра назначается третий эксперт.
В будущем планируется еще более повысить режим секретности при доставке материалов ЕГЭ путем передачи зашифрованных файлов по каналам глобальной компьютерной сети за несколько часов до начала экзамена в данном регионе. Но эта технология требует наличия скоростных принтеров или выполнения тестов прямо за компьютерами.
В перспективе речь идет однако о другом подходе - об отказе от фиксированных бумажных вариантов КИМ и переходе на принцип создания индивидуальных вариантов (по одному на каждого учащегося) с помощью компьютерной программы, опирающейся на банк заданий, доступный всем в Интернете. Парадоксально звучит, но лучший способ что-то надежно спрятать - это сделать это доступным всем, и всех поставить в этом смысле в равные условия.

 

5.2 Кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ? [вверх]
Ответы на задания типа "А" (выбор из вариантов) и типа "В" (краткие свободные ответы) проверяются на компьютерах, ответы на задания типа "С" (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Вначале работают два независимых друг от друга эксперта из числа местных преподавателей, назначенных для этой работы местной госкомиссией. Проверив работу, эксперт проставляет в специальный машиночитаемый протокол уникальный локальный номер бланка и оценки за каждый ответ на задание. После этого информация автоматически вводится в компьютер, и соответствующие файлы посылаются по глобальной сети в Москву - в Центр тестирования Минобразования. При расхождении двух экспертов из Центра назначается третий. В ЦТМО происходит автоматический подсчет баллов для каждого учащегося и сохранение результатов в сводной общероссийской базе данных.

 

5.3 Как учтены часовые пояса при проведении экзамена? Не появится ли информация в ИНТЕРНЕТЕ после проведения экзамена во Владивостоке? [вверх]
Часовые пояса учтены. В регионах разные, но эквивалентные варианты. Варианты, опубликованные в Интернете на Дальнем Востоке, помогут жителям других областей не больше, чем демоверсии ЕГЭ, которые доступны уже сейчас. В экзамене 2002 году было уже свыше 40 вариантов. К эксперименту 2003 года подготовлено еще больше вариантов по каждому предмету.

 

5.4 Я заметил, что штрих-коды на всех бланках, выданных мне, разные. Не означает ли это, что допущена ошибка, и бланки перепутаны? [вверх]
Штрих-коды не должны внешне совпадать, они связаны между собой более хитрой функциональной зависимостью - чтобы избежать многократного использования чистых бланков "С", которые остаются от других участников, не решавших задания типа "С". Хотя основной способ защиты незаполненных бланков <С> от заполнение - это <погашение> - перечеркивание прямо в аудитории буквой Z

 

6. Подсчет баллов

6.1 Что такое первичный и тестовый балл? [вверх]
Первичный балл - это сумма оценок за выполненные задания. При этом верно выполненное задание части А или В оценивается в 1 балл, части С - до 4 баллов.
Тестовый балл - это балл по стобалльной шкале, получаемый с помощью специальной статистической обработки заполненных бланков на этапе окончательной обработки результатов. Предназначен для учета вузовскими приемными комиссиями.

 

6.2 Как подсчитываются баллы? [вверх]
Соответствие между баллами первичными и тестовыми может быть получено только статистически по реальным результатам экзамена. Это соответствие нелинейное, но сохраняющее упорядоченность, то есть большему первичному баллу будет соответствовать и больший балл тестовый.
Для стобалльного показателя, который идет в свидетельство, производится сложная математико-статистическая процедура, требующая расчета целого ряда промежуточных показателей. Программа шкалирования разработана экспертом Центра тестирования Минобразования профессором Юрием Михайловичем Нейманом.

 

6.3 Объясните, пожалуйста, за какой объём выполненного материала будут выставляться оценки "четыре" и "пять" на экзамене? [вверх]
Точные границы ЕГЭ-2003 Вы можете увидеть в нашем разделе <Результаты ЕГЭ> Примерные ориентиры, соответствующие опыту ЕГЭ-2001-2002: математика: 45% - четыре (от максимального первичного балла), 67% - пять. Русский: 74% - четыре, 93% - пять.

 

6.4 Сколько "стоит" одно задание "С" в баллах? [вверх]
Максимальный первичный балл, который могут выставить эксперты за верно выполненное задание части <С> - 3 или 4 в зависимости от задания и от предмета. За верно выполненное задание частей А и В присуждается 1 балл. При рассмотрении ответов части <С> эксперты используют критерии оценки работ, указанные в инструкциях и спецификациях к предметам ЕГЭ, в зависимости от которых может варьироваться окончательная оценка задания.

 

6.5 Если я верно решил задание из группы "С", но "по невнимательности" записал неверный ответ, будет ли это задание считаться неверным? [вверх]
Если ход решения был верным, а ответ оказался смазанным "по невнимательности", то за это можно получить ненулевую сумму очков. Но сколько именно, - зависит от предмета. К сожалению, по каждому предмету эксперты получают разные инструкции и тут трудно привести все эти инструкции, так как они еще будут отрабатываться в ходе эксперимента.

 

6.6 Если я сделаю орфографическую ошибку, то компьютер этот ответ не засчитает? [вверх]
В. А. Хлебников заверил, что описки по всем предметам, кроме русского, программа гибко обрабатывает, и в таких случаях ошибка засчитываться не будет. На нашем портале есть сообщения от председателей предметных комиссий с конкретными примерами того, как при обработке результатов расширяется список правильных ответов на задания <В>.

 

6.7 Что такое рейтинг? [вверх]
Рейтинг - это процент участников ЕГЭ по данному предмету, получивших балл меньше или равный баллу данного участника. Следовательно, самый высокий рейтинг - 100%. Рейтинг - это только лишь познавательная информация, она не учитывается при выставлении оценок. На июльском ЕГЭ рейтинг определяется по нормам, сформированным в ходе ЕГЭ в июне.

 

7. Процедура и правила проведения Единого экзамена

7.1 Сколько времени продолжается ЕГЭ по разным предметам и в какие дни? [вверх]
Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) проводится в письменной форме;
продолжительность экзаменов в 2003 году по математике, литературе - 4 часа (240 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии, обществознанию, истории России - 3 часа (180 минут), по физике - 3,5 часа (210 минут), по иностранным языкам - 142 минуты;
время начала каждого экзамена - 10 часов по местному времени, для субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа - 11 часов по местному времени.
Сроки проведения ЕГЭ-2003 для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений по общеобразовательным предметам:
27 мая 2003 (вторник) - химия, обществознание, литература;
30 мая 2003 (пятница) - география, иностранные языки;
4 июня 2003 (среда) - русский язык;
9 июня 2003 (понедельник) - математика;
16 июня 2003 (понедельник) - история России, биология, физика.
Сроки проведения ЕГЭ для выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, не сдавших экзамены по общеобразовательным предметам в установленные сроки по уважительным причинам:
17 июня 2003 (вторник) - резерв (география, иностранные языки);
18 июня 2003 (среда) - резерв (химия, обществознание, литература);
19 июня 2003 (четверг) - резерв (история России, биология, физика);
20 июня 2003 (пятница) - общий резерв.
В случае выбора учащимся тех предметов, экзамены по которым сдаются в один день, расписанием предусмотрено 4 резервных дня, которые дадут возможность сдать эти предметы.

 

7.2 Можно ли пересдавать ЕГЭ? [вверх]
Нет, пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать Вас всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому Вы сможете в следующем году вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный Вами ВУЗ.

 

7.3 Где, кто и как проводит ЕГЭ? [вверх]
Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной (областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенных региональными органами управления образованием ППЭ, которые могут располагаться в ВУЗах и базовых школах. К проведению экзаменов допускаются предварительно назначенные преподаватели. Должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика - физика, история - обществознание). В состав организаторов ППЭ, как правило, не включаются преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ.
В каждой аудитории вместимостью до 15 человек включительно должны находиться два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек. За одним столом разрешается сидеть только одному учащемуся, то есть каждый выпускник должен быть обеспечен отдельным пронумерованным рабочим местом (столом и стулом), к которому организаторы должны иметь свободный доступ. Размещение всех выпускников одного класса (группы) в одной аудитории пункта проведения ЕГЭ недопустимо.

 

7.4 Какими дополнительными материалами можно пользоваться на ЕГЭ? [вверх]
По всем общеобразовательным предметам НЕ ДОПУСКАЕТСЯ использование любых дополнительных материалов, кроме:
по физике - непрограммируемого калькулятора;
по химии - непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов.
Кроме перечисленных материалов, использование всех остальных запрещено, например, нельзя использовать калькулятор на ЕГЭ по математике и двуязычный словарь на ЕГЭ по иностранному языку.
Что такое программируемый калькулятор? - Программируемым называется калькулятор, в котором можно записывать последовательность операций в память и воспроизводить эту последовательность (т.е. программу).

 

7.5 Что мне делать, если в процедуре экзамена были допущены ошибки (что-то мешало, не было создано необходимых условий и т.д.)? [вверх]
Нужно подать апелляцию по процедуре проведения экзамена. Это нужно делать, не выходя из аудитории, после окончания экзамена. При возникновении у выпускника претензий к процедуре проведения ЕГЭ уполномоченный представитель ГЭК (государственной экзаменационной комиссии) в ППЭ обязан принять соответствующую апелляцию. Апелляция должна быть подана лично выпускником уполномоченному представителю ГЭК в ППЭ после окончания экзамена.
По результатам апелляции по процедуре могут или отклонить апелляцию, или назначить переэкзаменовку в резервный день. На результаты данная процедура не влияет.

 

7.6 Я заканчиваю 11-ый класс и у меня нет гражданства, хотя заявление давно уже подали. Могут ли меня не допустить на сдачу ЕГЭ без паспорта? [вверх]
В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений РФ, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, обучающиеся в общеобразовательном учреждении, допускаются к государственной (итоговой) аттестации, освоившие образовательные программы основного общего образования и имеющие положительные годовые отметки по всем предметам учебного плана общеобразовательного учреждения, а также обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую отметку по одному предмету учебного плана с обязательной сдачей экзамена по этому предмету (п.п. 1.3, 1.4).
При выполнении этих условий выпускник может быть допущен к сдаче ЕГЭ при представлении другого документа, удостоверяющего его личность (в том числе свидетельство о рождениии) и подтверждении его личности сопровождающего лица.
В таком случае в бланке регистрации выпускник пишет данные свидетельства о рождении.
Но не забывайте, что при приеме документов в ВУЗы и ССУЗы требуется представление документа, удостоверяющего личность.

 

7.7 Черновик на ЕГЭ - один или нет? [вверх]
В индивидуальный комплект для участника ЕГЭ действительно входит только один лист черновика, но в уже утвержденной на данный момент инструкции по проведению ЕГЭ сказано, что в определенные сроки до начала ЕГЭ в регионы направляются дополнительные листы черновиков из Центра тестирования Минобразования России. Поэтому черновиками ребята должны быть обеспечены.
В прошлые годы в некоторых пунктах проведения экзамена практиковалась выдача черновиков со штампом школы (как это делалось всегда при традиционной сдаче экзаменов).

 

7.8 Что делать, если не хватает места для записи ответов в части С? [вверх]
Допустимо использовать обратную сторону бланка ответов № 2 (бланк для внесения ответов на задания части С). Для остальных бланков использование обратной стороны не допускается. Необходимо уместить все решение на бланке №2. В 2003 году на ЕГЭ по литературе предусмотрен бланк №2 формата А3, для других предметов проблему нехватки места для записи ответов в этом году решить не удалось из-за технологических сложностей.

 

7.9 Что делать, если мне попалось некорректное задание на ЕГЭ? [вверх]
Согласно инструкциям 2003-го года, претензии выпускников по содержанию КИМов вносятся в протокол проведения ЕГЭ в ППЭ с указанием номера варианта, задания и содержания замечания. Сами замечания организаторами не рассматриваются. Если в дальнейшем предметная комиссия признает данное задание действительно некорректным, то оно будет засчитано как верное ВСЕМ выполнявшим его ученикам.

 

8. Единый экзамен и школа - использование результатов

8.1 У кого изначально будет информация о том, что работе начислены те или иные баллы, каким образом, и в какие сроки эта информация должна быть доведена до учащегося? [вверх]
Результаты ЕГЭ поступают в школу в среднем через 5-7 дней после проведения экзамена. Если в Вашем регионе задерживается объявление результатов, то все вопросы по срокам адресуйте в региональные органы управления образованием.

 

8.2 Какие оценки будут в аттестатах у тех, кто сдает ЕГЭ? [вверх]
Обычные оценки по привычной 5-балльной шкале. Оценки по 100-балльной шкале останутся лишь в специальном свидетельстве о результатах ЕГЭ. Для школьного аттестата их переводят в привычную пятибалльную систему. Границы перевода 100-балльного результата в школьные оценки Вы можете посмотреть в нашем разделе <Результаты ЕГЭ>. ВУЗ, участвующий в эксперименте, принимает лишь результат ЕГЭ - то есть, работает со свидетельством, а не с аттестатом.

 

8.3 Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат? [вверх]
Положением "О проведении единого государственного экзамена" (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:
- более высокая отметка - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Обратите внимание: данное правило означает, что "троечники" сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они получат "двойки".
Учителя в школах экспериментальных регионов обязаны выполнять данное правило при выставлении оценок в аттестат. Если нет - пишите нам, мы будет связываться с Министерством образования.

 

8.4 Какую оценку на ЕГЭ нужно получить, чтобы получить золотую и серебряную медаль? [вверх]
Золотая медаль вручается выпускнику при получении по результатам одного экзамена в форме ЕГЭ отметки <хорошо>. Серебряная медаль - при получении по результатам двух и трех экзаменов в форме ЕГЭ отметки <хорошо> и при наличии остальных отметок, соответствующих требованиям.
При получении <тройки> на ЕГЭ медаль выпускнику не вручается.

 

8.5 Нужно ли для получения золотой медали сдавать обычные экзамены по математике и русскому языку (экзаменационные работы, сочинение)? [вверх]
Если в вашем регионе проводится эксперимент по ЕГЭ, то не нужно. И по математике, и по русскому Вы сдаете выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Но, возможно, что в Вашем регионе за Вами будет оставлено право выбора формы экзамена по русскому языку.

 

8.6 Можно ли опротестовать результаты ЕГЭ, к кому и как при этом можно апеллировать? Как можно убедиться, что мою работу (бланки А, В, С) не перепутали? [вверх]
Если Вы считаете, что Ваша работа проверена некорректно, то Вы можете подать апелляцию по результатам ЕГЭ. Это необходимо сделать в течение 3-х дней после того, как Вам объявят Ваши результаты в школе. Апелляция на имя председателя комиссии подается в письменном виде руководителю того учреждения, в котором выпускнику были объявлены его результаты (в школе). Подробнее о процедуре апелляции читайте <Инструкцию по рассмотрению апелляций>.

 

9. Единый экзамен и ВУЗы - использование результатов

9.1 Участие ВУЗов в ЕГЭ [вверх]

 

9.2 Как узнать, какие именно факультеты принимают экзамены в такой форме? [вверх]
Подобная информация есть в нашей базе ВУЗов. Но база еще не заполнена окончательно - к сожалению, ВУЗы пока крайне неохотно предоставляют подобную информацию. Поэтому лучше всего с подобными запросами обращаться в приемные комиссии конкретных ВУЗов.

 

9.3 Как рассылать результаты ЕГЭ в ВУЗы? [вверх]
В соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена (п. 3.2.) "При подаче заявления о приеме в ВУЗ поступающие, сдававшие ЕГЭ, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства.
Поступающие, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько ВУЗов. Допускается направление документов заказным письмом".

 

9.4 Что делать, если ВУЗ принимает только оригинал свидетельства ЕГЭ? [вверх]
Нужно предъявить ответственному секретарю приемной комиссии ВУЗа
Положение о ЕГЭ, а именно указанный в предыдущем вопросе пункт 3.2.
Также можно показать ему "Рекомендации по разработке правил приема ....", а именно пункт 2.1. <Поступающие на включенные в эксперимент направления подготовки и/или специальности, кроме установленного перечня документов, представляют ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ оригиналы или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о результатах ЕГЭ>.
Если это не поможет - пишите нам, мы будем связываться с Министерством образования по вопросу о данном ВУЗе.

 

9.5 Будут ли результаты Централизованного Тестирования засчитываться как результаты ЕГЭ? [вверх]
Такого не будет. Но ВУЗы из тех регионов, которые не участвуют пока в эксперименте по ЕГЭ, скорее будут засчитывать результаты ЦТ, чем результаты ЕГЭ.

 

9.6 Могу ли я использовать свидетельства о сдаче ЕГЭ текущего года для поступления в ВУЗ в следующем году? Или мне вновь предстоит участвовать в сдаче ЕГЭ по всем предметам? [вверх]
В соответствии с Положением о проведении единого государственного экзамена (п.2.5.) "Срок действия свидетельства - до 31 декабря текущего года". Поэтому Вы должны будете пересдавать экзамен в следующем году - то есть заново сдавать вступительные экзамены в выбранный Вами ВУЗ.

 

9.7 Как учитываются результаты ЕГЭ в ВУЗах? [вверх]
По результатам ЕГЭ каждый учащийся по каждому предмету получает свидетельство со своими результатами по 100-балльной шкале. Это свидетельство учащийся (абитуриент) направляет в приемную комиссию интересующего его ВУЗа. Если учащегося интересует сразу несколько ВУЗов, то он может направить во все эти ВУЗы заверенные в школе копии своих свидетельств, причем сделать это можно заочно - по почте. ВУЗовские приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку (свидетельства), попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным приемной комиссией данного ВУЗа на данную специальность) в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу. Понятно, что результат подобного заочного конкурса зависит не только от балла данного учащегося, но и от баллов его "конкурентов" - других абитуриентов, направивших свои заявки в тот же ВУЗ на ту же специальность (факультет). Поэтому, не попав со своим баллом в более авторитетный ВУЗ (на более престижную специальность), абитуриент при этом может получить приглашение из менее авторитетного ВУЗа. В ближайшем будущем планируется вывешивать в Интернете динамичные "рейтинг-листы" (списки абитуриентов по убыванию конкурсных баллов) для каждого факультета каждого ВУЗа, зачисляющего абитуриентов по данным ЕГЭ. Такой оперативный способ информирования, позволит абитуриентам быстро сориентироваться в складывающейся ситуации и своевременно направить свою заявку в тот ВУЗ, где его баллы позволяют ему оказаться в числе студентов.

 

9.8 Как ВУЗы могут использовать стобалльную шкалу, если должны принимать абитуриентов из других регионов, не выполнявших ЕГЭ, и оценивать их знания с помощью обычных экзаменов по пятибалльной шкале? [вверх]
В настоящее время всем ВУЗам предоставлено право самостоятельно устанавливать границы пересчета стобалльных результатов ЕГЭ в собственные пятибалльные оценки своих вступительных экзаменов. Поэтому для одного ВУЗа граница "пятерки" по математике может оказаться равной 95, а для другого - 75. Это вызвано значимостью данного предмета для данного ВУЗа, а также уровнем абитуриентов, подавших документы в данный ВУЗ на данную специальность. Такие правила пересчета в принципе важны для подсчета итоговых конкурсных сумм в тех случаях, когда ВУЗ проводит для своих абитуриентов какой-то предметный экзамен, по которому большинство абитуриентов не сдавало тест в форме ЕГЭ. Если же таких абитуриентов меньшинство, то данное меньшинство должно проходить в данном ВУЗе вступительный экзамен в форме ЕГЭ. Для этого во все ВУЗы экспериментальных регионов высылаются в июле эквивалентные по содержанию и трудности варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. В этом случае весь конкурс может быть проведен в стобалльных шкалах без всякого перевода результатов ЕГЭ в пятибалльную шкалу.

 

9.9 А если я хочу в артисты? [вверх]
Художественные, балетные, "киношные", спортивные и прочие творческие институты в эксперименте не участвуют. Оно и понятно: талант артиста по тесту не определишь! Тут нужны эксперты, чувствующие, что такое сценический эффект и зрительское восприятие.

 

9.10 Зачем нужна июльская сессия ЕГЭ? [вверх]
Для того, чтобы в ВУЗы, участвующие в эксперименте по ввведению ЕГЭ, смогли поступить жители неэкспериментальных регионов и выпускники прежних лет.
Также в июльскую сессию ЕГЭ выпускники экспериментальных регионов могут сдать те предметы, которые по различным причинам они не сдали в школе.

 

9.11 Как быть, если при поступлении в несколько ВУЗов ЕГЭ совпадают во времени? [вверх]
Согласно Инструкции по подготовке и участию поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования к вступительным испытаниям в форме и по материалам ЕГЭ в июле-августе 2003 г.:
В случаях, если поступающие подали заявления одновременно в несколько вузов/ссузов, они получают пропуска во всех вузах/ссузах, в которые подали документы. При сдаче вступительного испытания в форме и по материалам ЕГЭ по конкретному предмету возможно использовать любой из имеющихся пропусков, в котором указан пункт проведения экзамена (далее - ППЭ), место его расположения, дата и время начала экзамена.
В пункте проведения вступительных испытаний в форме и по материалам ЕГЭ по конкретному предмету поступающий может указать в заявлении другие вузы/ссузы субъекта Федерации, в которые просит направить результаты испытания по соответствующему предмету.
При наличии на руках у поступающих нескольких пропусков с указанием разных ППЭ, в которых назначен экзамен по одному и тому же предмету, поступающий проходит вступительное испытание только в одном их них. При нарушении указанного требования результаты всех дублирующих испытаний аннулируются.

 

9.12 Можно ли абитуриенту сдать традиционный экзамен наряду со свидетельством ЕГЭ? [вверх]
По ныне действующему положению абитуриент не имеет права сдавать на специальности, на которые идет зачисление по ЕГЭ, экзамен в традиционной форме.
ВУЗы устанавливают свои Правила приема на основании Порядка приема в ВУЗы, утвержденного МО. В данных Правилах приема конкретного ВУЗа указано, на какие специальности и по каким предметам ВУЗ принимает ЕГЭ.

 

9.13 Существуют ли льготы при поступлении в ВУЗ по результатам ЕГЭ? [вверх]
ЕГЭ не отменяет общих правил приема в ВУЗы.
Порядок приема в вузы говорит:
"...21. Зачисление на места, финансируемые из средств федерального бюджета, должно проводиться после завершения вступительных испытаний и заканчиваться не позднее, чем за 10 дней до начала учебных занятий.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения принимаются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;
граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
Преимущественным правом на поступление в высшие учебные заведения пользуются граждане, уволенные с военной службы, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.
Интервал между датой окончания вступительных испытаний и датой предъявления подлинника документа об образовании для поступающих на места, финансируемые из государственного бюджета, должен составлять не менее двух рабочих дней. По письменному заявлению абитуриентов подлинники документов об образовании должны возвращаться вузами в течение следующего рабочего дня после подачи заявления...."

 

9.14 Зачем нужно свидетельство, если есть ФБС? [вверх]
Если Вы поступаете в Московский ВУЗ, принимающий результаты ЕГЭ, но у Вас на руках нет Вашего свидетельства, то Вы можете обратиться в Центр тестирования, где Вам предоставят справку о результатах сдачи единого государственного экзамена. Но при зачислении в ВУЗ Вы обязательно должны предоставить оригинал свидетельства в течении 2-х дней после сдачи последнего экзамена.

 

9.15 Почему неизвестны заранее условия приема в ВУЗы? [вверх]
Сроки объявления правил приема конкретным ВУЗом связаны с установлением контрольных цифр плана приема, который ежегодно утверждается в апреле и с необходимостью учета предложений по порядку проведения приема.
ВУЗам и ССУЗам резомендовано не позднее 1 апреля объявить:
- перечень направлений подготовки и специальностей с указанием форм обучения, на которые объявляется прием документов в рамках ЕГЭ;
- перечень вступительных испытаний на каждое направление и специальность, включенное в ЕГЭ.

 

10. Единый экзамен и ГИФО

10.1 Будут ли выдаваться денежные вознаграждения (стипендии, гранты, кредиты на обучение в ВУЗе) учащимся по результатам ЕГЭ? И когда? [вверх]
Пока на этапе эксперимента никакие денежные вознаграждения для учащихся по результатам ЕГЭ не планируется. В будущем рассматривается возможность введения так называемых ГИФО - "государственных именных финансовых обязательств", которые позволят лучшим студентом "приносить" за собой определенную сумму государственных денег в тот ВУЗ, который этот студент выберет. Но пока идут еще довольно напряженные дискуссии о том, в каких масштабах подобные ГИФО должны компенсировать стоимость обучения, в какой мере принцип ГИФО должен заменить собой существующую систему государственного финансирования ВУЗов, в какой степени ГИФО могут быть реально увязаны с правами граждан на доступ к бесплатному высшему образованию.

 

10.2 Что такое ГИФО, и зачем вводится ГИФО? [вверх]
ГИФО - это государственные именные финансовые обязательства. Эта система предполагает более объективное распределение средств, выделяемых государством на бесплатное бюджетное высшее образование. Каждому учащемуся, сдавшему единый госэкзамен, будут выдавать свидетельство. Категория ГИФО будет зависеть от того количества баллов, которое учащийся наберет в результате тестирования. Наивысший балл (балл высшей категории) обеспечит бесплатное обучение в высшей школе, а далее нужно будет доплачивать самому в зависимости от количества набранных баллов. Итак, Государственное именное финансовое обязательство будет формироваться на основе результатов сданного гражданином единого государственного экзамена и основанием для предоставления ВУЗу бюджетных средств на обучение этого человека. В 2002-2003 годах эксперимент по ГИФО проводился в трех регионах. Было принято решение не расширять в 2003 году зону этого эксперимента без достаточной отработки методики проведения самого ЕГЭ.

 

10.3 Что дают ГИФО? [вверх]
По сути, ГИФО -это способ экономически поддержать сильных абитуриентов и сильные ВУЗы. До сих пор ВУЗы финансировались из скудного федерального бюджета, и им было в общем-то все равно, кого учить. А теперь в зависимости от результатов ЕГЭ выпускник получает определенную сумму, которую от имени государства он приносит в ВУЗ как плату за учебу. Обналичить эти денежки не получится. Зато в ВУЗе будут знать - сколько именно получают за учебу каждого студента. Нарасхват пойдут ребята "головастые", у кого по ЕГЭ одни "пятерки". Разработаны 5 категорий ГИФО - А+, А, Б, В, Г.
Студенты, получившие по результатам ЕГЭ категории А+ и А, стопроцентно попадают в любой ВУЗ. Институты еще будут за ними охотиться. Б - зачисляются в ВУЗ с 90-процентной вероятностью. В - этим для поступления еще нужно потрудиться. Г - знания слабые, учебу в ВУЗе могут не осилить.
Известны и примерные суммы, которыми государство согласно оценивать тягу к знаниям.
Как будет осуществляться расчет дальше? Известно, сколько ВУЗ тратит на обучение одного студента. Скажем, в год - 12 тысяч рублей. Отличники ничего доплачивать не должны. Ну а если ты - твердый троечник и получил ГИФО класса "Б" - доплачивай остальное из своего кармана, подтверждая желание учиться. Зато будет действовать система социальной поддержки - дети из малоимущих семей, сироты получат дотации. Сурово? Но с другой стороны, сегодня те, кто не набрал нужного балла и не прошел на бюджетное отделение, вынуждены платить за учебу гораздо дороже - сотни, а то и тысячи долларов.

 

11. Демонстрационные (тренировочные) варианты Единого экзамена

11.1 Где можно достать все варианты ЕГЭ? Будут ли они опубликованы в Интернете? [вверх]
Все варианты ЕГЭ достать нельзя нигде, так как они просто-напросто еще не изготовлены. Их будет готовить компьютерная программа в последние дни перед экзаменом на основании банков из тысяч заданий по каждому предмету. В будущие годы полные банки этих заданий будут открыты в Интернете самим Министерством образования, но пока - на этапе эксперимента - еще продолжается методическая работа по совершенствованию этих банков заданий (удалению неточностей, выяснению статистических характеристик). В 2003 году учащиеся смогли познакомиться с частью банка заданий, использованных в ЕГЭ-2002 - в интернете опубликован банк заданий из 10 вариантов заданий ЕГЭ-2002 (около 4000 заданий).

 

11.2 Возможно ли где-нибудь найти варианты ЕГЭ с ответами? [вверх]
Нет, невозможно. В прошлом и в этом году по рукам ходило немало вариантов "баз" ЕГЭ с ответами. Все они - это широко опубликованные уже везде и всюду варианты прошлых лет (в лучшем случае, в худшем - просто вариации случайных чисел). Так что не поддавайтесь на предложения мошенников - зря потратите свое время и деньги. Даже когда банки заданий будут опубликованы в Интернете, они не будут снабжены полными вариантами всех ответов - только отдельными образцами.

 

11.3 Где можно ознакомиться с тестами ЕГЭ? [вверх]
Демонстрационные версии ЕГЭ можно найти на нашем портале в разделе "Демоверсии". Кроме того, планируется издание сборников, содержащих варианты заданий. Эти сборники будут распространяться в регионах, включенных в эксперимент по введению ЕГЭ. В 2003 году появилась возможность пройти репетиционный компьютерный вариант ЕГЭ в особых репетиционных пунктах. Список этих репетиционных пунктов можно узнать на нашем сервере.

 

11.4 Какие издательства уполномочены Министерством образования РФ публиковать тесты единого государственного экзамена? [вверх]
Издательства "Просвещение" (http://www.prosv.ru/) и "Центр Тестирования МО" (http://www.rustest.ru/; посмотреть перечень сборников ЦТМО)уполномочены издавать тренировочные сборники ЕГЭ. Также издательство "Интеллект-Центр" (http://www.intellectcenter.ru/) по заданию Министерства образования РФ подготовило сборники учебно-тренировочных материалов для подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) версии 2001 года и 2002 года.
Выпущена серия предметных сборников:
Русский язык
Математика
Физика
Химия
Биология
География
История
Обществознание
В электронной форме право издания вариантов ЕГЭ получило издательство "1С". В Интернете - редакция портала информационной поддержки ЕГЭ ege.edu.ru.
В 2002 году задания ЕГЭ публиковал журнал для старшеклассников и поступающих в ВУЗы "Абитуриент".

 

12. Обязательность участия в Едином экзамене

12.1 Можно ли сдавать экзамен в обычной форме (в виде обычного устного или письменного экзамена), если регион уже включился в эксперимент по внедрению ЕГЭ? [вверх]
Учащиеся в экспериментальных регионах (включившиеся в эксперимент) обязательно сдавали в 2003 году в форме ЕГЭ два-три предмета (из числа утвержденных как обязательные в данном регионе). Остальные предметы учащиеся могут сдавать по выбору - в форме ЕГЭ или в традиционной форме.

 

12.2 Можно ли отказаться от участия в ЕГЭ? [вверх]
Нет. Там, где проводится ЕГЭ как обязательная форма сдачи выпускных экзаменов, отказаться нельзя.

 

12.3 Обязательно ли участие в эксперименте ЕГЭ выпускников, претендующих на медали, обучающихся с углубленным изучением предметов? [вверх]
Да, в ЕГЭ должны участвовать все выпускники регионов, где проводится ЕГЭ, независимо от их успеваемости.

 

12.4 Могут ли выпускники, обучающиеся на очно-заочной форме, сдавать ЕГЭ? [вверх]
Выпускник региона, где проводится ЕГЭ, сдает Единый Госэкзамен вне зависимости от формы получения образования по тем общеобразовательным предметам, сдача которых в форме ЕГЭ предусмотрена в данном субъекте РФ.

 

12.5 Должны ли сдавать ЕГЭ по математике ученики профильных гуманитарных классов, имеющих 3 часа математики в неделю? [вверх]
Право решения данного вопроса в 2003 году предоставлялось региональным органам управления образованием.

 

12.6 Будут ли "скидки" ученикам малокомплектных школ? [вверх]
Все задания одинаковы и для выпускников обычных средних школ, и для тех, кто учился в школах и классах "с уклоном". Организаторы эксперимента рассуждают так: не важно, где тебя учили, важно, как ты знаешь предмет. Кому-то это покажется слишком трудным делом, но зато оценка будет учитываться везде как более объективная.

 

12.7 Должны ли сдавать ЕГЭ дети с ослабленным здоровьем? [вверх]
Для выпускников XI (XII) классов с ограничениями по состоянию здоровья предоставляется право выбора сдачи выпускных экзаменов в традиционной форме или в форме ЕГЭ.
В рамках ЕГЭ не предусмотрено щадящего режима сдачи экзаменов. Щадящий режим может проводиться только в традиционной форме.

 

12.8 Экзамен по географии, который они сдавали в традиционной форме в 10-м классе, нужно будет пересдавать в форме ЕГЭ? [вверх]
Экзамен по географии, который учащийся сдал после 10 класса, обязаны засчитать в качестве выпускного, то есть для итоговой аттестации сдавать снова географию не придется.
Но при поступлении в ВУЗ на специальность, где есть вступительный география и по географии сдают ЕГЭ на территории субъекта, выпускнику придется сдавать географию в форме ЕГЭ в июле в ВУЗе.

 

12.9 Можно ли абитуриенту ВУЗа региона, участвующего в эксперименте по ЕГЭ, не использовать свидетельство ЕГЭ и поступать, сдавая традиционные экзамены? [вверх]
Да, можно. Вы можете сдавать обычные вступительные экзамены, если ВУЗ таковые проводит, если же ВУЗ принимает по результатам ЕГЭ, Вам будет необходимо предоставить свидетельство ЕГЭ.
В 2003 году ВУЗы экспериментальных регионов обязаны принимать свидетельства ЕГЭ не менее чем на 50% своих направлений и специальностей.