Жить здесь или уезжать отсюда?..

Как будет развиваться Область в 2018-ом, какие приоритеты и цели ставит перед собой руководство области и в каких отраслях сможем увидеть улучшения

Жити тут чи їхати звідси?..

фото: пресс-служба ЛОГА, Олег Огородник

В прошлом году на Львовщине открыли более 80 новых производственных мощностей и создали более 8 тыс. рабочих мест. В 2017 году в области отремонтировали 600 км автодорог, открыли больше школ по Украине, дали 14 тыс. земельных участков участникам АТО . Туристические потоки выросли на 15%: область посетили около 3 млн туристов. Львовщина лидирует в создании альтернативных источников энергии. В 2017 году в области открыли пять солнечных и одну ветровую электростанции общей мощностью 48,8 МВт. Также в конце 2017-го наш Львовский аэропорт получил статус миллионника – в декабре аэродром принял миллионного пассажира. Обо всем этом и не только рассказал в Львовском дворце искусств во время своего публичного отчета перед общественностью председатель Львовской облгосадминистрации Олег Синютка.

Только фермеры и только кооперативное движение сумеют возродить наши села

И несмотря на все достижения в развитии нашего края, еще есть над чем работать. В частности, Львовщина ждет хоть какого-то прогресса в отношении областного транспорта, развития горных территорий, обеспечения нормального уровня медицины в глубинках, повышение заработных плат и тому подобное. Имеет ли глава области и его команда в своих планах улучшать наш край за этими направлениями и стоит ли ждать изменений жителям Львовской области уже в текущем году?

Подробнее об этом – читайте в комментариях руководителей департаментов Львовской ОГА.

В приоритете безопасность на дорогах

В прошлом году на Львовщине ввели меры по повышению безопасности на автодорогах. В 2017-ом в области осветлили 150 пешеходных переходов, установили пять светофоров и обустроили семь мест для погрузочно-габаритного контроля.

“Для нас очень важен вопрос безопасности. Гордимся, что мы являемся одной из нескольких областей Украины, которые победили в секторальном Проекте в поддержку безопасности на дорогах. Отмечу, что в этом году свыше 100 миллионов гривен направят на повышение безопасности на дорогах!” – отметил Олег Синютка.

Жити тут чи їхати звідси?..

600 км автодорог отремонтировали с привлечением из различных бюджетов рекордной суммы – свыше 3 млрд грн. В частности, говорится о ключевые дороги межобластного значения: Львов – Тернополь, Львов – Самбор – Ужгород, Бориня – Мохнатое, Сходница – Верхнее Синевидное, Львов – Пустомыты – Меденичи и Львов – Радехов – Луцк. Также во Львовской области завершили часть панъевропейского транспортного коридора – практически на финише работы по строительству Бескидского тоннеля. Сейчас проводят еще монтажные работы по обустройству путевой сети. Окончания всего комплекса работ предусмотрено на май 2018-го, сообщил руководитель области.

А что с мусором и очистными сооружениями?

В 2017-ом Львовщина приняла на себя ответственность за львовское мусора. Сейчас в области продолжается процесс ликвидации незаконных свалок. Уже рекультивували 4 га земель, нарушенных в результате захоронения ТБО, в Николаевском и Жовковском районах, закрыли 52 свалки площадью 16 га. Олег Синютка отметил, что ранее ежемесячно во Львове из городского бюджета тратили на вывоз мусора 25 млн грн – такая ситуация была тогда, когда контейнеры стояли заполненные до отказа… Сейчас, когда вопрос вывоза ТБО из города курирует ОГА, эти деньги перечисляют из городской казны в областную ежемесячно. По словам Олега Синютки, из этих 25 млн грн от города 11-12 млн грн ЛОГА направляет на решение экопроблем в городах и городках области, которые этот мусор принимают.

“Во втором квартале этого года вы услышите название компании, которая по результатам инвестиционного конкурса дала согласие на строительство мусороперерабатывающего завода на территории Львовской области”, – пояснил глава Львовщины.

И озвучил свое мнение относительно строительства мусороперерабатывающего завода в Львове.

“Что касается строительства мусороперерабатывающего завода на территории, близкой к очистных сооружений, считаю, что это порочная технология. По этой технологии утилизировать ТБО сегодня на территории Львова довольно опасно. Перед тем, как начинать этот проект, необходимо провести более глубокую, профессиональную экологическую дискуссию и экспертизу. Меня также беспокоит эта неопределенность относительно места строительства: на ТЭЦ-2, то уже теперь на “Вознесения”! – отметил председатель ЛОГА.

Возможность достойных заработков

Несмотря на большое количество открытых иностранных предприятий и новые рабочие места жители области не перестают ездить на заработки в другие страны. Олег Синютка уже не раз подчеркивал, что остановить массовую миграцию населения сможет лишь увеличение средней заработной платы до уровня 12-15 тыс. грн. Именно на такие суммы председатель ЛОГА обещал побудить бизнес, в том числе с иностранным капиталом. Сейчас средняя зарплата в регионе составляет 8-9 тыс. грн. Поэтому люди и дальше активно выезжают за границу….

Нам надо ставить перед собой задачу конкурировать не только с другими регионами Украины, но и европейскими регионами, их вузами

28 марта руководители края в очередной раз акцентировал, что главной своей задачей видит предоставление людям возможности достойно зарабатывать в своем крае, чтобы не искать лучшей доли в других местах.

“В прошлом году в области открыли 84 новые производства. Практически мы вышли в 2017-ом и поддерживаем эту динамику в 2018 году, когда каждую неделю на Львовщине открываем два новых производства. И те 8 тысяч рабочих мест, созданных в области, является ответом на тот вызов, который является сегодня ключевым в социальном направлении. В то же время понимаю, что мы должны дать людям хороший заработок здесь, на Львовщине, для того, чтобы исключить их желание искать работу за пределами страны. Возможность достойного заработка в Украине – одна из ключевых вещей, которая была в 2017 году и останется в 2018-ом”, – отметил он.

Развитие села не за горами?

“Львовщина сейчас является одним из тех регионов Украины, где количество сельского населения равна численности городского населения. Поэтому вопрос развития сельских территорий сегодня особенно важно для нашего края. Ставим перед собой задачу прежде всего не допустить каких-либо рейдерских захватов в земельных вопросах. Также должны стать лидирующим в Украине регионом, который будет демонстрировать результативность кооперативных форм возделывания и использования земли. Убежден, что только фермеры и только кооперативное движение сумеют возродить наши села”, – считает Олег Синютка.

Руководителю Львовщины на публичном общественном отчете поставить вопрос, как он будет развивать Турковский район, который сегодня считают депрессивным.

“Уже сделали для Турківщини дорогу, и это, считаю, огромное достижение. Сегодня дорога, которая пролегает через Турку на Закарпатье, и дорога, которая проходит через Стрый, соединенные между собой дорогой Бориня – Мохнатое. Теперь, когда уже вопрос этих дорог уладили, можем планировать какое-то развитие. Понятно, что этот район требует дополнительных капиталовложений. Думаю, уже скоро будем говорить про этот район как один из самых успешных. Потому что эти края действительно имеют хорошие перспективы”, – сказал глава ЛОГА.

Чужих детей не бывает!

В прошлом году на Львовщине новые семьи нашли 53 ребенка-сироты и дети, лишенные родительской опеки, 276 детей устроили под опеку и попечительство. А еще купили жилье для 48 детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

“Сегодня для нас очень важно, чтобы каждый ребенок имел семью. Я убежден, что не существует чужих детей! – отметил Олег Синютка.

Мы должны дать людям хороший заработок здесь, на Львовщине, для того, чтобы исключить их желание искать работу за пределами страны

Председатель Львовской ОГА также отметил, что сейчас образование на Львовщине на очень хорошем уровне.

“Наша область вторая после Киева по результатам внешнего независимого оценивания. Это свидетельствует о том, что наше будущее, качество нашего образования теперь на высоком уровне. Нам надо ставить перед собой задачу конкурировать не только с другими регионами Украины, но и европейскими регионами, их вузами”, – говорит Олег Синютка.

К слову, в прошлом году пять выпускников набрали по 400 баллов и 38 выпускников по 200 баллов. В 2017-ом в области открыли 8 новых школ.

Развитие культуры и популяризация ценностей

“Львовщина была, есть и будет оплотом украинских ценностей. Все те вещи, которые мы сейчас пропагандируем, направленные на то, чтобы утверждать украинскость как в нашем народном сегменте, так и в модерновом сегменте нашей культуры”, – считает Олег Синютка.

В подтверждение этого глава области называет прогресс в культурном развитии края за прошлый год: в 2017-м открыли два народных дома, две художественные школы, три музея и две библиотеки. Впервые в отрасли культуры в прошлом году закупили музыкальные инструменты и технические средства для художественных школ на сумму 1 млн грн. Кроме того, реализовали проект “Муза для незрячих” (школа игры на лире) и ввели обмен опытом работников культуры Львовской и Луганской областей.

Жити тут чи їхати звідси?..

Жити тут чи їхати звідси?..

Роман Кокотайло, т.в.а. директора департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи облгосадминистрации:

– В этом году в области планируем и дальше активно ремонтировать дороги, в том числе местного значения. Кроме того, завершуватимемо строительство второго по протяженности железнодорожного тоннеля в Украине – Бескидского.
Цель-закончить диспетчеризацию пассажирских перевозок на Львовщине. В прошлом году, напомню, мы уже запустили диспетчерский центр, и 75% транспортных средств, которые имеют договоры на перевозки на пригородных и междугородных маршрутах, которые не выходят за пределы области, отражаются в этой системе. В этом году планируем стопроцентно охватить и подключить к системе всю сеть маршрутных перевозок области.
Также готовим концепцию развития пассажирских перевозок на территории области на ближайшие 30 лет. Пока не хочу открывать всех подробностей реализации этого проекта, но, думаю, данная концепция поможет улучшить систему маршрутных перевозок в области. Ибо то, что есть сейчас, понятное дело, недопустимо.
В прошлом году ко мне очень часто обращались жители Бродовского района с жалобами на работу общественного транспорта. В этом году отметить какой-то один район трудно, но все обращения касаются преимущественно или задержки рейсов, или несоблюдение расписания движения, либо отказа в льготном проезде или нетактовної поведения водителя. Также имею надежду, реализующих программу монетизации льгот, которая поможет урегулировать проблему льготных перевозок.

Жити тут чи їхати звідси?..

Любомира Мандзий, директор департамента образования
и науки Львовской ОГА:

– В этом году поставили себе целью реализацию концепции Новой Украинской Школы во всех образовательных заведениях Львовщины. Прежде всего должны изменить образовательную среду учебных заведений, провести подготовку для учителей начальных классов, “Академию директоров”.
Планируем закончить строительство школ в области, которое начато давным-давно. В частности, говорится о школы в Сколевском, Турковском и Николаевском районах. Также будем работать над модернизацией сети учреждений общего среднего образования. Потому прежде всего, должны предоставлять качественные образовательные услуги, а это невозможно сделать в школах, где учится по пять-десять детей. Планируем открыть минимум десять дошкольных учебных заведений. К слову, это тоже долгострои. То есть хотим закончить строительство этих дошкольных учреждений и создать надлежащие условия для развития детей.
В системе профессионального образования модернизируем учебно-техническую базу и планируем создать восемь современных учебно-практических центров. Директоров профессионально-технических заведений тоже привлечем к “Академии директоров” для улучшения управленческих навыков. Сегодня важным является формирование регионального заказа и проведения мероприятий, связанных с изменением отношения к профессиональному образованию. Для этого проведем масштабное мероприятие “Пасхальные колокола”, который состоится 24 – 25 апреля. Поэтому с радостью приглашаем выпускников школ и их родителей, чтобы они увидели, что в учреждениях профессионально-технического образования можно получить хорошую профессию и впоследствии успешно трудоустроиться!

Жити тут чи їхати звідси?..

Михаил Мельник, директор департамента топливно-энергетического комплекса и энергосбережения ЛОГА:

– Прежде всего поставили себе за цель в 2018-ом увеличить добычу газа. В прошлом году этот показатель составлял 7%, в 2018-ом постараемся сделать все возможное, чтобы эта цифра не стала меньше. Для этого введем в эксплуатацию 13 новых скважин и сделаем капитальный ремонт 29 имеющихся. Сегодня уже начали проект строительства магистрального газопровода-интерконнектора Дроздовичи-Бильче-Волица, который свяжет крупнейшее газовое хранилище на Львовщине с газовой системой Европы. Также продолжим модернизацию шахт, привлекая к этому минимум 200 миллионов гривен из государственного бюджета. Что же касается альтернативной энергетики, то планируем запустить как минимум пять солнечных электростанций общей мощностью 50 МВт. Строительство солнечных станций уже идет. На прошлой неделе открыли одну, а вскоре откроем еще две. В планах запустить две ветровые станции, это тоже увеличит мощность на 30 МВт. И напоследок планируем запустить две гидростанции 0,5 МВт .
Также ожидаем, что программой энергосбережения для населения воспользуется меньшей мере семь-восемь тысяч жителей Львовщины. Уже утвердили перечень объектов бюджетной сферы, где внедрять мероприятия по энергосбережению. На эту программу выделили 35 миллионов гривен. В ближайшее время уже начнутся работы.

Жити тут чи їхати звідси?..

Ирина Микичак, директор департамента здравоохранения ЛОГА:

Медицина – одна из главных отраслей, на которой стоит сосредоточить внимание. На этот год поставили перед собой много амбициозных планов. В частности, проведения реформы первичной медицинской помощи, автономизация учреждений здравоохранения первичного, вторичного и третичного уровней. В общем начинаем работать по новым условиям финансирования.
Наша цель на 2018 год – выполнить областную программу, что касается работы экстренной медицинской помощи и обеспечения медикаментами определенных групп населения. Также планируем создать центральную диспетчерскую, запустить программу “Безопасная больница” и тому подобное. Среди приоритетных целей – повысить доступность и качество медицинского обслуживания в сельской местности. Это основные планы, а если говорить в общем, то есть еще больше задач. Однако главная цель департамента, который я возглавляю, – максимально поработать над тем, чтобы продлить продолжительность и качество жизни нашего населения!

Жити тут чи їхати звідси?..

Наталия Табака, начальник управления туризма
и курортов Львовской ОГА:

– В ближайший год будем и дальше работать над продвижением Львовской области в туристическом направлении. Сейчас, в частности, разрабатываем для каждого района и каждого города области туристический маршрут и продукт, который будет предлагать наш край гостям. Также работаем над промотурами с участием иностранных журналистов, туроператоров. Уже принимали делегацию журналистов, также гостил на Львовщине китайский трепел-журналист. В эти дни нашу область представляем на туристической выставке в столице. На подобных мероприятиях уже побывали в Испании, Турции, Израиле.
А что касается развития туристической инфраструктуры, то в этом году в наших планах наработать и ознакувати пути активного туризма. Это будет касаться преимущественно горных территорий, то есть тех местностей, где уже сегодня активно отдыхают туристы. Если конкретнее, то специальными автомобильными знаками будем обозначать дорогу до Турки. То есть работаем над продвижением, над развитием туристско перспективных краев, повышаем квалификацию работников отрасли туризма и индустрии гостеприимства, стараемся регулярно проводить какие-то мероприятия с участием в том числе и иностранцев, а также нарабатывать планы реализации безопасности в горах.

Жити тут чи їхати звідси?..

Роман Филипп, директор департамента экономической
политики ЛОГА:

– В 2018-ом продолжаем работать в том же духе, что и в прошлом году. Прежде всего преследуем цель повысить инвестиционную привлекательность области и в дальнейшем открывать все больше новых предприятий на Львовщине. К слову, с начала 2018 года наблюдаем положительную динамику – каждую неделю стабильно открываем два новых объекта. Кроме этого, имеем 500 инвестиционных проектов, которые реализуем в различных отраслях. Благодаря этим проектам открываем от нескольких десятков до нескольких сотен рабочих мест.
Что касается промышленности, то здесь будем реализовывать новую инициативу – образовательно-промышленный хаб, благодаря которому под координацией власти сблизим профессиональное образование, науку, бизнес и прочее. И далее стимулируем экспорт за соответствующий сектор, созданный в департаменте, и через центр стимулирования экспорта, который откроем в апреле во Львовской торгово-промышленной палате.
В прошлом году на Львовщине построили и отремонтировали около 1800 объектов. За 2018-ый этот показатель однозначно не уменьшится. Важно лишь промониторить эффективность использования средств. К слову, сейчас ввели новую, более прозрачную систему мониторинга закупок, которая дает возможность распорядителям более цивилизованно проводить их.

Жити тут чи їхати звідси?..

Наталья Хворост, директор департамента агропромышленного развития ЛОГА:

– В этом году намерены поддерживать малые и средние формы хозяйствования в селах. Важно дать фермерам знания и финансово обеспечить их через программу поддержки из областного бюджета. К слову, эта программа уже утверждена на период 2016 – 2020 годов.
Поэтому на этот год предусмотрена беспрецедентная сумма – на развитие агропромышленного комплекса Львовщины выделили 19,7 миллиона гривен. Кроме финансирования, среди основных проектов, которые будут внедрять, – развитие семейных ферм, молочной отрасли ягодоводства, мелкого животноводства и тому подобное. Также консультационно-совещательный центр при нашем департаменте этого года планирует привлечь более 300 участников, которые воспользуются его поддержкой. Важно запускать проекты секторальной поддержки. К слову, недавно выиграли такой проект и получили 27 миллионов гривен на развитие агротуристического кластера “ГорбоГори” в Пустомытовском районе.
Дальше намерены подписать меморандум о создании молокоперерабатывающего предприятия на базе кооперативов, которые функционируют в молокозаготовки. Сейчас планируем сделать это на молочном форуме, который состоится в конце мая. Также 19 – 21 апреля состоится масштабная аграрная событие – AGROPORT West Lviv 2018. Мероприятие предусматривает семинары, конференции для ягодников, пчеловодов, органиков и тому подобное. Поэтому основная цель – приложить максимум усилий для развития агропромышленного комплекса Львовщины.

Жити тут чи їхати звідси?..

Ростислав Славьюк, заведующий кафедрой банковского дела Львовского института банковского дела, профессор, доктор экономических наук:

– Сегодня одна из самых больших проблем Львовщины – отсутствие стратегического видения развития отдельных секторов экономики. В частности, теперь в нашем регионе пытаются возродить производство автобусов, троллейбусов, трамваев. Очевидно, должна быть соответствующая позиция властей города и области. Ведь за их поддержки развитие этой сферы обеспечил бы поступление налогов в государственную казну, создание новых рабочих мест. В конце концов, это позволило бы частично решить транспортную проблему в городе и области. Когда ЛАЗ обеспечивал автобусами всю Украину. И теперь это можно было бы рассматривать как стратегию развития.
Вторая проблема – отсутствие коммуникации между городом и областью. В частности, Львовщина развивается довольно неравномерно. Если оценивать уровень развития районов области по десятибалльной шкале, то есть местности, где смело можно поставить двойку областной власти за то, что там вообще отсутствует развитие. Есть районы, где ситуация лучше. Такая неравномерность развития непосредственно влияет на город – обеспечения продовольствием, ресурсами перерабатывающего сектора экономики и тому подобное. Следовательно связь области с городом должна быть хотя бы элементарным. Сегодня он в запущенном состоянии – еще в худшем, чем в советские времена.
Третья проблема – транспортная система, которая отнюдь не способствует развитию туризма, бизнеса, инвестиционно-инновационных проектов и обеспечению нормального функционирования региона. Опять же сообщения стало в разы хуже, чем во времена СССР. Можно сказать, что транспортная инфраструктура брошена под ноги людям, которые вынуждены самостоятельно бороться с ее недостатками всеми возможными методами. К слову, в области ситуация с транспортом значительно хуже, чем в самом Львове. То есть сегодня речь идет не об улучшении транспортной инфраструктуры, а о полном отказе от нынешней системы. Идеальное решение этой проблемы – поиск инвесторов.
Привлечение иностранных инвесторов на Львовщину также не всегда продуманное. Скажем, строительство таких объектов, как Fujikura, прежде всего способствует обеспечению западных инвесторов дешевой рабочей силой. Однако инновационные объекты на наших просторах не строят – инвесторы не заинтересованы строить сверхсовременные объекты в нашем регионе, потому что на самом деле власть в этом даже не способствует. Ни город, ни область не имеют элементарных брошюр, журналов на английском языке для западных инвесторов. За рубежом власть всячески поддерживает производителей, которые являются плательщиками налогов в бюджетной казны. В Украине почему-то все наоборот… то Есть городской председатель Львова и глава Львовской ОГА должны лоббировать интересы своих производителей. Если они этого не делают, возникает вопрос о целесообразности их пребывания на должности.
А что касается образования, то теперь молодежь со всей Украины стремится учиться во Львове. Это обусловлено географически: мы расположены близко к западной границе. Однако есть и другая беда – те дети, которые учатся во Львове, на Львовщине, потом едут получать высшее образование в Польше, Германии, Чехии. И это прекратится только тогда, когда молодежь будет уверена, что, получив образование в Украине, впоследствии сможет успешно трудоустроиться. Итак, возникает проблема – если и дальше будем строить такие предприятия, как Fujikura, где для работы человеку нужно закончить семь-восемь классов средней школы, то зачем нам вообще высшее образование?! Следовательно, на Львовщине остается проблема занятости.
Ну и напоследок: проблемы с экологией, которых на Львовщине гораздо больше, чем в других регионах. Прежде всего нужно немедленно заняться вопросом переработки мусора. Потому что потом придет инвестор, который обогатится на этом. По Грибовицкой свалки слышим только обещания, а по сути там до сих пор ничего не сделали… Подчеркну, что это проблемы не только города, но и области! Потому что не могут город и область функционировать отдельно!

Обсуждение закрыто.