Велодорожки есть! Велокультуры нет…

Где во Львове в этом году проложат новые велошляхи и почему пешеходы и роверисти до сих пор не могут найти общий язык

Велодоріжки є! Велокультури немає…

фото: Диана Кормухина (2)

Уже несколько лет подряд город вкладывает немалые средства в развитие велосипедной инфраструктуры, чтобы хоть как-то побороть постоянное транспортное напряжение – вечные пробки, переполненный общественный транспорт. Роверисти радуются, а пешеходы злоупотребляют – ходят по велодорожкам, не давая возможности велосипедистам сполна насладиться ездой . В то же время пешеходы жалуются, что частенько роверисти выезжают на пешеходные аллеи на улицах города и в парках. Поэтому велосипедисты и пешеходы до сих пор не могут найти общего языка. Мол, общество еще не достигло того уровня велокультуры, как в европейских городах.

Велоплани Львова на 2018-ый

Главные инфраструктурные проекты этого года – строительство велодорожек на вул. Княгини Ольги, просп. Чорновола – вул. Варшавской и продолжение велодорожки на ул. Сихівській, рассказал “Львовской Почте” внештатный советник городского головы Львова по вопросам транспортной инфраструктуры Олег Шмид.

“Важно, что будем делать эти проекты комплексно. То есть строить не только велодорожки, но и реконструировать тротуары, будем делать паркоместа для автомобилей и тому подобное. То есть просмотрим все пространство за пределами велодорожек. Кроме этого, райадминистрации также будут реконструировать отдельные части велодорожек, когда будут ремонтировать соответствующие улицы”, – говорит Олег Шмид.

“Откровенно скажу, велодорожек во Львове не хватает. Думаю, их будет достаточно, когда построят хотя бы те 268 километров велодорожек, которые утверждены программой развития велоинфраструктуры в городе до 2020-го. Сейчас имеем ориентировочно 100 километров – этого действительно мало, чтобы обеспечить нормальное велодвижение. К слову, за прошлый год почти ничего не построили – только часть велодорожки на ул. Сихівській. Сознательный, что тогда у города были мусорные проблемы, поэтому решили сэкономить на велоінфраструктурі. Этого года анонсировали довольно большие участки – вул. Княгини Ольги, просп. Чорновила. Если их построят вовремя, то это существенно улучшит велодвижение в городе”, – отмечает участник Львовской ассоциации велосипедистов, велосипедист Орест Олеськив.


В этом году запланировали строительство велодорожек на вул. Княгини Ольги, просп. Чорновола – вул. Варшавской и продолжение велодорожки на ул. Сихівській

Велодорожек будет достаточно тогда, когда они соединят все части города, считает частный предприниматель Игорь Мартынов, который часто ездит на велосипеде.

“Должны понимать, что велоинфраструктура не строится за день-два. Для этого нужно немало средств и времени. Сегодня наблюдаем за тем, как постепенно протяженность велошляхив увеличивается, и передвижение на велосипеде становится все более комфортным, – отмечает Игорь Мартынов. – Часто львовяне говорят, что велодорожки “начинаются ниоткуда и заканчиваются нигде”. Нужно понимать, что новые велошляхи закладывают тогда, когда ремонтируют улицы. То есть сегодня велодорожки – явление хаотичное. Однако я уверен, со временем увидим целостный пазл”.

Велодорожки – не место для прогулок

Велодоріжки є! Велокультури немає…

В странах Европы велодорожки – место исключительно для велосипедистов. Однако рядом с ними расположены аллеи для прогулок – чтобы никто никому не мешал. Во Львове с этим ситуация тяжелее.

“Строят велодорожки медленно и хаотично – 300 метров, 50 метров нет, еще 200 метров есть, а вот дорожка и закончилась… И все же приятно осознавать, что город делает хоть какие-то шаги, чтобы приблизиться к Европе!”, – рассказывает студентка географического факультета Франкового вуза, роверистка Вероника Небесная.

С ее слов, частенько люди думают, что велодорожки компенсируют ужасные аллеи для прогулок и разбитые тротуары, поэтому смело шагают ними навстречу велосипедистам.

“Как пешеход я, конечно, понимаю этих людей. И разве проблема плохих аллей и тротуаров должна ложиться на плечи велосипедистов? Львовяне должны осознавать, что прогулки по велодорожкам могут обернуться плохими последствиями. Особенно для родителей, которые гуляют с ними детьми. Велосипедист едет достаточно быстро, несмотря на то, что велодорожка отведена именно для него. Поэтому среагировать и остановиться перед ребенком, которая внезапно выбежала ему навстречу за мячом, велосипедист не успеет!”, – отмечает Вероника.

С ее слов, в общем велодорожки есть только на отдельных улицах, которые не могут даже частично удовлетворить потребности велосипедистов.

Ездить пешеходными аллеями нельзя!

Не раз роверисти сетовали на пешеходов, гуляющих по велодорожкам. И как оказалось, сами велосипедисты тоже нарушают правила – ездят парковыми аллеями, предназначенными для прогулок пешеходов.

“Часто роверисти ездят по аллеям в парках. Конечно, понимаю, что им не хватает велодорожек, а ездить по дорогам опасно. Однако в парках гуляет много деток, и если взрослый человек сориентируется, что едет велосипедист и нужно отойти, то ребенок может покалічитись. Если роверисти и ездят пешеходными аллеями, потому что другого выхода нет, то должны хотя бы скорость держать на уровне пешеходов!”, – рассказывает львовянин Михаил, который время от времени ходит пешком на работу через Стрыйский парк.


Велодорожек в Львове будет предостаточно тогда, когда они соединят все части города

Пока что в городе Льва только формируется велокультура, рассказывает велосипедист Орест Олеськив.

“Сегодня пешеходы не обращают внимания на велосипедистов, а те, в свою очередь, и сами не умеют правильно ездить. То есть общество еще не понимает назначение велодорожек. К слову, заметил, что за последние годы люди начинают обращать внимание на велосипедистов, делать замечания тем пешеходам, которые ходят по велодорожкам. Это приятно. То есть пока что велокультура у львовян только формируется. Уверен, за пять-десять лет ситуация существенно изменится”, – говорит Орест.

Велосипедистов во Львове значительно меньше, чем в других европейских городах, рассказывает Игорь Мартынов.

“Обычно львовяне пользуются велосипедом время от времени, чтобы покататься. Редко горожане используют велосипед как ежедневное средство передвижения. То есть пока велосипедист – редкое явление, поэтому люди еще не привыкли к тому, что нужно делить с ними аллеи, дорожки. Если бы велосипедистов было больше, то пешеходы, с целью безопасности, даже не решались бы ходить по велодорожкам. Уверен, сегодня идем в том направлении, которое когда-то прошли другие европейские города. Следовательно, со временем споров между велосипедистами и пешеходами возникать уже не будет!”, – убежден Игорь Мартынов.

Велодоріжки є! Велокультури немає…

История строительства велодорожек в Европе

В Нидерландах первые велосипеды появились в 1870-м и сразу стали основным транспортным средством. Поэтому уже в конце XIX века. началось строительство первых голландских велодорожек. А в 1920-ом доля велосипедистов в транспортном движении достигала 75%.В Германии велодорожки начали строить в 1920-ых. Тогда в мире как раз начался автомобильный бум, соответственно, масштабы производства автомобилей вытесняли велосипедистов. Причем тогда еще не было автодорог. Были обычные дороги и улицы, по которым до начала ХХ века. передвигались только пешеходы или велосипедисты. Поэтому в Германии строительство велосипедных дорожек началось, чтобы роверисти не мешали водителям автомобилей.В Англии в начале ХХ века. велосипедисты пытались любыми методами запретить автомобилям ездить по обычным дорогам и улицам. Ведь это считалось местом исключительно для пешеходов и велосипедистов. Сначала, пока машин было мало, это было легко. Однако на протяжении нескольких лет победу одержали все же автомобилисты. Поэтому для велосипедистов начали строительство велодорожек.В Швеции пешеходов и велосипедистов относили к одной группе, поэтому и дорожки и аллеи для них строили по одному принципу. А чаще всего их объединяли. То есть для велосипедистов и пешеходов строили совместные тротуары и аллеи для передвижения.

Обсуждение закрыто.