Площадь Дворцовая: будет как во Вроцлаве?

В сентябре обещают начать ремонт площади возле главного
вокзала. Реализуют ли там проект подземного паркинга
и оставят на этой территории Мафы

Площа Двірцева: чи буде як у Вроцлаві?

фото: Олег Огородник (2)

О реконструкции площади перед главным вокзалом Львова активно говорят последние два года. Состояние привокзальной территории и действительно в препоганому состоянии: дорога устлана уже изношенной мостовой, яма на яме, от чего отлетают колеса и у автомобилей, и у чемоданов. Львовяне уже привыкли, а туристы удивляются . Первое знакомство с волшебным Львовом начинается с заброшенной площади, сквера, в котором летом ночуют бездомные, и забегаловок, где собираются местные пьяницы. Все это в совокупности создает хаос и вызывает не самые приятные ощущения. Хотелось бы, конечно, чтобы эта площадь, которая по сути является визитной карточкой Львова, все-таки имела больше общего с колоритной и европейской репутацией Львова.

Еще в 2016 году городская власть впервые проанонсировала свои идеи по привокзальной площади. В этом же году на разработку проектно-сметной документации по реконструкции Дворцовой площади и ул. Черновицкой выделили 900 тысяч гривен. Однако более чем за два года отремонтировали только трамвайную колею, которая проходит параллельно вул. Черновицкой – напомним, ремонты длились прошлого года.


На реализацию проекта уйдет минимум два года

В начале прошлого месяца ЛКП “Институт пространственного развития” обнародовал обновленный проект реконструкции площади Дворцовой в Львове, согласно которому на площади станет больше зелени и остановок для общественного транспорта, а движение транспорта и пешеходов планируют разделить на 4 полосы. Кроме этого, здесь планируют строительство подземного паркинга.

8 мая городской голова Львова Андрей Садовый подписал соответствующее распоряжение о выделении 69,4 тысячи гривен на реализацию проекта реконструкции привокзального пространства. Сейчас проект Дворцовой передали на экспертизу. Строительные работы планируют начать примерно в сентябре текущего года.

Площа Двірцева: чи буде як у Вроцлаві?

Не просто транспортный хаб, но и общественное пространство

И хоть площадь Дворцовая расположена непосредственно перед зданием главного вокзала, с железной дорогой она не имеет ничего общего. Территория Львовской железной дороги заканчивается включительно с тротуаром, возле главного входа в здание вокзала. Все остальные – на балансе горсовета. Как удалось выяснить, согласно законодательству, железная дорога не имеет права ремонтировать то, что ей не принадлежит, ведь это будут квалифицировать как нецелевое использование средств, однако руководство Львовской железной дороги понимает, что площадь в не лучшем состоянии.

Еще в 2010-ом Львовская политехника совместно с Венским университетом работали над тем, чтобы обновить привокзальную территорию Львова, однако реализовать проект не удалось.

Как писала “Львовская Почта” в 2016 г. в материале “Стыд Львова: железнодорожные “ворота” – как танкодром” (№32 (1791) за 22 марта) главный архитектор города львова Юлиан Чаплинский уверял, что “наработанные проекты шестилетней давности имеют право на жизнь”. В 2010-ом над проектами работал профессор Венского университета Андреас Гофер.

“Во время этого воркшопа удалось разработать действительно очень смелые проекты. Концептуально их можно реализовать. Но считаю, придумывать что-то вокруг вокзала, когда в целом не решена містобудівельна концепция, неправильно. Советовал бы взять пример из Вроцлава, где возле вокзала не только транспортный хаб, но и общественное пространство”, – отмечал еще в 2016-ом Юлиан Чаплинский.

Площа Двірцева: чи буде як у Вроцлаві?

Через два года после разговора главный архитектор смело утверждает: во Львове таки будет привокзальная площадь вроде вроцлавской.

“Последняя версия проекта, которая сейчас проходит экспертизу и которая разработана Институтом пространственного развития, учла все практические моменты, европейский опыт, в частности, вроцлавский. Проект предусматривает разделен общественный транспорт, что позволит двигаться автобусам и трамваям беспрепятственно, не создавая заторов друг для друга. Также проектом предусмотрена возможность строительства подземного паркинга, обустройство пешеходной площади и высадка большого количества зеленых насаждений. И самое главное – это беспрепятственное и безопасное движение всех пешеходов, общественного и частного транспорта. Даже дети смогут Черновицкой от Городецкой прийти к возкалу, не переходя дорогу”, – сообщил Юлиан Чаплинский.

Также с его слов, изюминкой этой площади станет то, что дорога и дальше – по львовским стилем – будет частично выстлана брусчаткой.

Два года на реализацию

Как рассказал “Львовской Почте” директор Института пространственного развития, депутат Львовского горсовета, секретарь комиссии инженерного хозяйства, транспорта, связи и жилищной политики Олег Шмид, для того, чтобы начать строительные работы, проект реконструкции Дворцовой еще должен пройти через несколько инстанций. В частности, государственную экспертизу, которую он сейчас

Площа Двірцева: чи буде як у Вроцлаві?

проходит и которая, по его словам, продлится минимум до конца мая. После вынесения экспертного заключения будут приступать к организации проведения тендера, чем будет заниматься заказчик работ – ЛКП “Львовавтодор”.

“И уже после этих процедур будут приступать к основным работам. При лучших обстоятельствах это будет не быстрее, чем в августе этого года. Возможно, и в сентябре. В октябре уже, считаю, нет смысла начинать работы, потому что идти холода. Если к работам приступят в августе, то на мой взгляд, в этом году можно будет сделать правую часть площади, со стороны, где ездят трамваи и останавливаются пригородные автобусы. Поочередно ремонтировать площадь является лучшим вариантом, так как это даст возможность не полностью парализовать движение на Дворцовой”, – отмечает Олег Шмид.

Площа Двірцева: чи буде як у Вроцлаві?

Левую часть будут реализовывать уже в 2019 году, поскольку там воплощать в жизнь еще параллельный проект по строительству подземного паркинга.

“Проект подземного паркинга мы подали как эскизный проект. Он рассчитан на полторы сотни паркомест. Но если инвестор будет готов спонсировать средства и на большее количество уровней, то соответственно там будет больше мест для парковки авто. По нашим расчетам там нет потребности в большем паркинга, потому что рядом работает еще платная парковка Укрзализныци”, – отмечает Олег Шмид.

По мнению собеседника, для реализации проекта парковки стопроцентно нужно привлекать инвестора. Строить такие паркинги общим счет города неправильно, говорит он.

“Это то же самое, что строить бассейн или автозаправку за общественные деньги. Позавуличне парковка должна быть бизнесом, так как это есть во всем мире. Но для этого во Львове должен быть рынок парковки”, – рассказывает Олег Шмид.

“Более чем убежден, что таки удастся реализовать проект парковки и найдется инвестор, потому что это очень доходное место. То есть этот паркинг будет окупаем”, – отмечает Юлиан Чаплинский.

На вокзал без пробок

Проект Дворцовой площади полностью изменит жизнь и назначение этой территории.

“Площадь на самом деле настолько интересна, настолько интегрирована для всех участников движения, что конечно хочется, чтобы проект как можно быстрее воплотили в жизнь. Мне очень нравится то, что будет обустроена большая пешеходная зона. После поезда иногда действительно хочется пройтись немножко, и для этого как раз будет возможность”, – говорит Олег Шмид.

В частности, появится больше свободного пространства, не заставленного частными авто.


Правая дорога будет принадлежать общественному транспорту, левая – частным автомобилям

“На Дворцовой площади будет запрещено парковаться, за исключением небольшой очереди такси и тех автомобилей, которые останавливаются по принципу kiss and drive, то есть поцеловал на прощание и уехал. Да и в целом меняется вся система движения транспорта по территории. Мы решили обеспечить беспрепятственный проезд общественного транспорта специально выделенными даже не полосами, а по дорогам. Общественному транспорту будет посвящена правая часть дороги площади. Левая дорога будет предназначена для частного транспорта и вести к парковок Укрзализныци и к той части территории, где запланирован подземный паркинг”, – сообщает Олег Шмид.

Также здесь больше трамвайных остановок: 4 новые остановки будут разграничены между собой, однако их расположат ближе к вокзалу, чтобы львовянам было легче добираться до станции.

Мафы “выгонят” с площади

Сегодня на привокзальной площади, вдоль ул. Черновицкой, процветает бизнес. Там есть все – от магазинов и аптек до заведений быстрого питания и Мафов. Однако после реконструкции площади на территории возле вокзала останутся только отдельные частные предприниматели.

“Как львовянин я считаю, что эту площадь надо освободить от любых Мафов, потому что этот бизнес приносит только вред репутации Львова – там собираются бездомные, продают алкоголь детям и тому подобное. Впрочем, депутаты предыдущего созыва пораздавали права собственности на некоторые Мафы и мы, согласно Конституции Украины, не в праве с ними что-то сделать. На Дворцовой есть три точки, которые мы учитывали, разрабатывая проект. Договариваться с ними нет смысла, потому что это прибыльная территория и никто добровольно не согласится оттуда уйти. В Европе бизнес разворачивается на самом вокзале, а не на прилегающих территориях. Так есть в немецком Лейпциге, в польском Вроцлаве и тому подобное”, – говорит он.

Про дорогу на Левандовку и не только

Как рассказывает Олег Шмид, Дворцовую площадь можно было бы сделать еще более интересной, однако город установило ограничения из-за нехватки финансовых ресурсов.“Имели в задумчивости проложить дорогу с Дворцовой на Левандовку, возможно, даже пустить туда трамвай, а также построить еще одну дорогу к Городецкой, но не хватает средств. Пока пытались разработать проект таким образом, чтобы эти замыслы хотя бы в будущем могли реализоваться”, – рассказывает Олег Шмид. “Также имели дилемму с пригородными автобусами. Вроде договорились, что АС-8, рядом с вокзалом, будет обслуживать только те маршруты, которые ездят на курорты – Моршин, Трускавец, Сходница. Все остальные автобусы – перенесут. Потому что если этого не сделать, то на площади ничего не изменится даже после реконструкции”, – отметил Олег Шмид.Общая стоимость реализации проекта реконструкции площади Дворцовой – 180 млн грн. В целом, по словам Олега Шмида, на реализацию проекта уйдет минимум два года.

Обсуждение закрыто.