Главные ворота Украины в Европу

На границе Львовщины и Закарпатья открыли второй по величине в Украине железнодорожный тоннель,
который строили более четырех лет. Какое значение для украинцев, железной дороги и Европы имеет этот объект

Головні ворота України в Європу

фото: Олег Огородник (7)

На этой неделе на Львовщине наконец открыли один из самых масштабных инфраструктурных проектов времен независимой Украины Бескидский тоннель, который расположен в Украинских Карпатах, на Бескидському перевале . В целом стоит сказать, что это единственный тоннель, построенный с 1991 года на территории нашего государства. Активное строительство тоннеля продолжалось с ноября 2013 года, хотя о необходимости нового тоннеля говорили еще с 1994 года. Общая длина нового тоннеля – 1764 метра, высота – 8,5 м, ширина – 10,5 м. По величине он второй в Украине после Лутугинского железнодорожного тоннеля, что на Луганщине.


60% экспортного потока, который перевозится по железной дороге, идет через Бескидский тоннель

Путь, которым проходит Бескидский тоннель, принадлежит к 5-го панъевропейского транспортного коридора, который соединяет Львов и Триест, что в Италии. Поэтому тоннель является важной логистической составляющей маршрутов экспорта украинской продукции в Евросоюз и позволит увеличить масштабы перевозок по железной дороге через Карпаты, открыть новые возможности выхода товаров на европейские рынки в направлении Италии, Словении, Венгрии и Словакии.

Головні ворота України в Європу

102 миллиона евро в инфраструктуру Европы

Новый двухколейный тоннель построили на замену старому двухпутном, что действовал с 1886 года. Впрочем, старый туннельный путь не справлялся с нагрузкой подвижного состава, что часто становилось причиной заторов. Новый объект сможет пропускать более сотни пар поездов в сутки, тогда как старый пропускал лишь 47 пар.

Общая сметная стоимость строительства по проекту составляет 2 миллиарда 931 миллион 734 тысячи грн. Финансирование на реализацию этого проекта поступало из разных источников – кредит в размере 40 миллионов евро предоставил Европейский банк реконструкции и развития (половину этой суммы Укрзализныця возвращала, начиная от 2006 года), 55 миллионов евро – Европейский инвестиционный банк и 850 миллионов гривен предоставила Украина. Гарантия эксплуатации тоннеля – 100 лет. Основные работы по строительству двухпутного тоннеля проводил подрядчик Зао “Интербудмонтаж”: проходка тоннеля, постоянное убранство его свода и стен. Работы продолжались от 29 октября 2013 года до 26 сентября 2017 года.

Головні ворота України в Європу

“Направление тоннеля – в Европу”, – Президент Украины

На открытие Бескидского тоннеля лично приехал Президент Украины Петр Порошенко. Сначала глава государства открыл западный портал тоннеля, со стороны Закарпатской области, а тогда на поезде, который около 6 минут ехал тоннелем, пересек восточный портал. В этот раз ленту не перерезали первые лица страны и области, но символически прервал поезд, в котором ехал Президент – кстати, в кабине машиниста.

“Бескидский тоннель – крупнейший инфраструктурный проект, реализуемый в стране в течение последних десятилетий. Его строительство пришлось на последние четыре с половиной года, когда мы защищаем страну от российской агрессии. И в то же время, мы находили силы и ресурсы для модернизации нашего государства”, – отметил Петр Порошенко во время официальной церемонии открытия тоннеля.


Тоннель сможет пропускать до 100 пар поездов в сутки со скоростью 60-70 км/час., тогда как старый мог пропускать лишь 47 и скорость прохождения иногда снижалась до 25 км/ч

Глава государства сообщил, что планы относительно строительства тоннеля были еще двадцать лет назад, однако первые взрывы, которыми прокладывался тоннель, раздались в 2014 году.

“Сидели, обсуждали, проектировали, а потом взяли и за четыре года построили. А еще и благодаря усилиям подрядчиков, строителей, железнодорожников сделали это на семь месяцев раньше, уложившись в сметную документацию”, – подчеркнул Петр Порошенко.

Президент подчеркнул, что от работы этого туннеля зависит очень многое.

Головні ворота України в Європу

“60% экспортного потока, который перевозится по железной дороге, идет через Бескидский тоннель”, – отметил Президент Украины.

Петр Порошенко отметил, что “очень важным является то, что Украина является надежным транзитером не только газа и энергоносителей, но и грузов”. Также Президент пожелал “зеленых семафоров на нашем пути”. “Это так важно, чтобы на пути всех наших реформ всегда был зеленый свет”, – сказал Петр Порошенко.

“Направление тоннеля – в Европу. Он четко совпадает с подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС, вступлением в силу углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, вступлением в действие безвизового режима. Украинская железная дорога ежегодно увеличивает на 20% перевозки грузов в направлении ЕС”, – сказал Президент.

Он подчеркнул, что это чрезвычайно важно в условиях агрессии Российской Федерации и ее попыток расколоть нашу страну.

“Когда Россия наложила эмбарго на украинские продукты, пытаясь поставить на колени нашу экономику, мы повысили качество своих продуктов и сегодня везем их в Европу. Весь Европейский Союз превышает 40% нашего торгового оборота”, – подчеркнул Президент.

Пятый панъевропейский коридор через Украину

Тоннель был спроектирован и построен еще во времена Австро-Венгрии в 1886 году. За время эксплуатации паровозной тяги на этом участке железной дороги тоннель был весьма неудобным отрезком пути для железнодорожников и пассажиров, поскольку во время движения поезда

Головні ворота України в Європу

внутри тоннеля он наполнялся паром и дымом. Поэтому при проезде Бескидского тоннеля пассажиры вагонов высшего класса закрывали наглухо окна и прикрывали рты и носы платками.

Во времена Второй мировой войны, в ходе Львовско-Сандомирской операции, при отступлении немецко-венгерских войск, инженерно-саперные подразделения 1-й венгерской армии взорвали отделку тоннеля и порталов, что привело к обвалу северной и центральной частей штольни. Движение поездов на линии Стрый – Мукачево был остановлен на два года. Силами железнодорожных и инженерных войск советской армии тоннель был отремонтирован за два года, и он вступил в строй в июле 1946 года.

“В 1944 году во время отступления немецких войск были разрушены восточный и западный порталы. В частности, пострадали 600 метров с восточной стороны. Впоследствии, в 1945 году, эти участки восстановили железнодорожные войска, но когда решали вопрос строительства электрификации, габариты старого тоннеля не дозоляли реализовать задуманное. Также старый туннель доставлял немало хлопот в зимний период: практически ежедневно путейцы закрывали работу тоннеля на четыре часа и вырубали лед, который намерзал. Вывозили от 20 до 30 тонн льда”, – вспоминает главный инженер Дирекции по строительству Бескидского тоннеля Владимир Харлан.


Учитывая выгодное экономико-географическое положение Украины, через нашу страну проходит четыре таких коридоры. Теперь один из них – пятый – проходит через Бескидский тоннель

“Постоянно в Европе ведется работа над тем, чтобы улучшить транспортное сообщение. Начиная с 1993-го, ежегодно собираются министры транспорта всех европейских стран и разрабатывают стратегию улучшения сообщения. В 1997 году на а. Крит приняли решение об установке десяти транспортных коридоров. Учитывая выгодное экономико-географическое положение Украины, через нашу страну проходит четыре таких коридоры. Теперь один из них – пятый – проходит через Бескидский тоннель”, – рассказывал Владимир Харлан.

Со слов Владимира Харлана, в начале рассматривали несколько вариантов реализации этого проекта.

“Мы рассматривали вариант строительства одноколейного тоннеля, строительства одноколейного тоннеля за счет ремонта старого, строительство двухпутного тоннеля, который построили, и четвертый вариант – все оставить как есть, только улучшить автотранспортное сообщение. В результате работы около 80 ученых из Украины и Европы решили остановиться на третьем варианте”, – отметил Владимир Харлан.

Головні ворота України в Європу

фото: president.gov.ua

Больше поездов, более интенсивное движение

Благодаря открытию нового участка железнодорожного пути, сократится время движения пассажирских и грузовых вагонов.

“В старом тоннеле скорость движения колебалась от 25 до 40 км в час. В новом тоннеле скорость движения возрастет до 70 км в час. Практически можно ехать с любой скоростью – даже 200 км в час. Но дело в том, что на подходах к тоннелю с восточной и западной стороны есть участки пути, по которым поезд не может двигаться больше чем 70 км в час”, – отметил Владимир Харлан.

Полный движение пассажирских поездов через Бескидский тоннель стартовал после 25 мая. Проект предусматривает, что надежные методы массированной фиксации горных пород, современная система гидроизоляции и дренажа обеспечит надежную защиту конструкции от проникновения грунтовых вод. Этот тоннель – главные ворота Украины в Европу.


Гарантия эксплуатации тоннеля – 100 лет

“В старом тоннеле поезда могли простаивать – бывало, что “стояли” практически все станции от Лавочного до Стрыя. Такое случалось, когда было интенсивное движение поездов. В этом тоннеле уже таких железнодорожных пробок не может быть. Потому что в первую очередь меняется сама технология перевозок. Поезд уже не останавливается, как в предыдущем туннеле, а проходит на ходу. То есть это экономия топливно-энергетических ресурсов, уменьшение оборотов вагонов и локомотивов, а также снижение стоимости перевозки”, – отметил Владимир Харлан.

По его словам, при строительстве этого тоннеля руководствовались уже европейскими нормами.

“Предыдущие тоннели не предусматривали никаких средств защиты – только для работников. Новый Бескидский тоннель уже оборудован специальными нишами и камерами. В этом тоннеле есть также пожарный двусторонний водопровод. На западном и восточном порталах установили по три железнодорожные цистерны с 225 тоннами воды со стороны области и со стороны Закарпатья соответственно”, – сообщил Владимир Харлан.

Головні ворота України в Європу

Старый тоннель как аварийный вариант

Старый тоннель сохраняется как составная часть комплекса нового тоннеля. Однако он будет использоваться как рабочая штольня с обслуживания нового тоннеля, а также для эвакуации людей в случае аварийных ситуаций. Расстояние между старым и новым тоннелем – 29,9 м.

Анатолий Букань, глава управления Интербудмонтаж, сообщил, что Бескидский тоннель строили методом взрывания. На строительство тоннеля использовали свыше 140 тонн взрывчатки, около 50 тысяч кубометров бетона, 7 тысяч тонн металла.

“Тоннель построен австрийским методом. В процессе строительства были задействованы около 400 человек. Все трудности, которые возникали в процессе реализации проекта, нам удалось обойти. Надеюсь, что мы построим еще не один такой тоннель в Украине”, – подчеркнул Анатолий Букань.

“Труднее всего было прохождение взрывным методом. Это новые технологии, которые ранее в Украине не использовались”, – пояснил главный инженер с технического надзора Александр Попох.

“С технической точки зрения этот туннель было трудно строить, потому что очень секущиеся почвы. Разница между высотой восточного и западного тоннеля – 12 м. Очень много воды, поэтому надо было выполнять огромный объем работы по ее защите. В стороне западного портала проходит русло реки, а потому в весенний период там очень много воды. Поэтому строители работали в сложных условиях. Делали опережающее экран для того, чтобы слабые грунты не обрушились в процессе строительства”, – сообщил Владимир Харлан.Львов – Бескидский тоннель – Львов

Обсуждение закрыто.