Амбициозно. Удобно. Экологически

В какие спальные районы Львова и когда планируют продлить троллейбусные и трамвайные маршруты,
и где построят новые сети. Реально в городе прокладывать трамвайные пути отделены
от общего движения транспорта

Амбітно. Зручно. Екологічно

фото: Олег Огородник (3)

За последние годы ситуация с городским транспортом в городе Льва, кажется, не улучшается, а только ухудшается. Маршрутки забиты, графиков никто не придерживается, уже не говоря о какой-то комфорт во время проезда . Что мы наблюдаем из года в год? Постоянные ссоры между пассажирами и водителями, вечные конфликты через пенсионные, у маршруток на ходу отлетают колеса, трамваи ломаются посреди дороги и простаивают, создавая масштабные пробки. Мы слушаем обещания о е-билет, обновление городского транспорта новым подвижным составом, адекватное регулирование стоимости проезда и тому подобное.

К сожалению или к счастью, те, кто уже годами обещают нам исправить ситуацию, общественным транспортом не пользуются, а поэтому и не спешат решать такой болезненный для горожан вопрос. Все это уже давно стало нашей львовской реалией, которая не совсем подходит другому Львову – туристическом. И кажется, что наш город уже давно делится на два мира: один – для комфорта туристов, другой – для головной боли львовян, где банально на работу добраться без нервов невозможно.

Эксперты уверены: нужно двигаться в европейском направлении и развивать сеть электротранспорта. Ведь в Европе, к примеру, на высоком уровне курсируют трамваи, и этот транспорт там практически никогда не ездит переполнен. Троллейбусы можно увидеть далеко не в каждом европейском городе, однако, и этот транспорт имеет свои преимущества, за которые он имеет, скажем, право на существование.

Кстати, троллейбусы в Львове курсируют от 27 ноября 1952 года. Тогда новый транспорт очень понравился горожанам и уже в первый день троллейбусом воспользовались более полусотни пассажиров. Кстати, первый львовский троллейбусный маршрут проходил от железнодорожного вокзала до пл. Мицкевича. Уже через два года во Львове было четыре троллейбусных маршрута, до 1960 года – семь, до 90-ых – их было уже четырнадцать. Сейчас в городе есть десять троллейбусных линий, а вот планируют прокладывать новые?

Планы на ближайшие годы

Львовяне, которые живут в районе улицы Джорджа Вашингтона, сетуют, что в их дома нет нормального транспортного сообщения, которое обещали наладить с помощью электротранспорта еще много лет назад.

“Когда мы заселились, это был новый район, где было несколько домов. Соответственно сеть общественного транспорта не была сформирована. Трамвай №2 до конца Лычаковской и троллейбус по Зеленой – это все, что было. Обещали также продлить трамвайную колею Пасечной и провести троллейбусную линию с Зеленой по улице Дж. Вашингтона. И к сожалению, все это осталось только в планах. С того времени вырос уже целый микрорайон, а мы до сих пор без общественного транспорта и полностью зависимы от частных перевозчиков со всеми вытекающими последствиями. Если проведение пути это достаточно стоимостно, то, на мой взгляд, стоит провести троллейбусную линию. Это хотя бы немного улучшило ситуацию. Тем более, что количество домов с каждым годом растет, а об инфраструктуре, кажется, думать не собираются”, – отметила львовянка Мария.

Олег Береза, директор ЛКП “Львовэлектротранс” в разговоре с “Львовской Почте” сообщил о планах предприятия до 2025 года.

“Имеем в планах построить такие троллейбусные линии: Стрыйская – Шувар – Красной Калины, Автовокзал – ТЦ “Кинг Кросс”, Гринченко – Галицкий перекресток, Вашингтона – Пасечная, Выговского – Городецкая”, – отметил Олег Береза.

Это что касается строительства новых троллейбусных линий. По строительству трамвайных линий, то со слов руководителя ЛКП “Львовэлектротранс”, планируют строить сети от Сахарова улицей Коперника до проспекта Свободы.

“Также планируем продлить трамвай по улице Линкольна до АС-2, что на ул. Богдана Хмельницкого. А трамвай №6 хотим впустить в вул. Щурата. И конечно планируем продлить трамвай на Сихов – от вул. Красной Калины до вул. Княгини Ольги”, – рассказывает Олег Береза.

Также в ЛКП “Львовэлектротранс” сообщили, что в ближайшие годы планируют реконструировать следующие улицы, через которые проходят трамвайные пути. В частности, речь идет об улице Бандеры, Шевченко, Витовского.

“Что касается ремонта троллейбусных сетей, то планируем капитальный ремонт троллейбусных линий по ул. Троллейбусной, Владимира Великого к Научной; от улицы Зеленой до улицы Луганской; от улицы Стрыйской до улицы Ивана Франко и Научной; по вул. Кульпарковской от Городоцкой к Научной. Также планируем ремонтировать троллейбусную линию, которая проложена до Терминала А международного аэропорта «львов» имени Даниила Галицкого; от Патона до Городецкой; от вул. Устияновича, Соломии Крушельницкой, Университетской к вул. Ноябрьского Чина. По этим проектам мы заказываем проектные документации”, – отмечает Олег Береза.

Амбітно. Зручно. Екологічно

Обособленные трамвайные пути – реально?

В Европе трамвайные сети проложены отдельно от автомобильного пути. Такой вариант размещения очень удобен, ведь если даже трамвай и ломается, то не создает пробок для другого транспорта. У нас же таких трамвайных путей незначительное количество, и большинство путей все-таки проходит вдоль общих городских дорог. Во что это позже нам оборачивается – сами знаем: постоянные пробки, аварии, нервы и бесполезная трата денег, потому что посреди движения приходится просто выходить из трамвая и идти до нужного места пешком.

“Сейчас пытаемся планировать строительство таким образом, чтобы отделять полосы для общественного транспорта, которые будут предназначены для трамваев и автобусов. Предусмотрены специальные посадочные платформы, чтобы правильно совмещать общественный транспорт и частный. На сиховском направлении трамвайная линия запланирована только в обособленном варианте”, – отметил Олег Береза.

С его слов, в планах ЛКП “Львовэлектротранс” строительство новых трамвайных линий в район улиц Щурата, Мазепы и тому подобное.

“Уже практикуем продолжать трамвайные пути в спальные районы. Все это делаем для того, чтобы расширить сеть электротранспорта до 2025 года. А вот в район Левандовки, на наш взгляд, стоило бы запустить больше троллейбусов. Когда соединят отдельной дорогой Левандовку и микрорайон Обильное, то планируем при случае пустить электротранспорт к Обильному через Левандовку. Строить через Левандовку грандиозное сочетание на самом деле трудно, потому что там есть железнодорожные переезды”, – сообщает Олег Береза.

Попутно отметим, что Стратегия развития Обильного предусматривает строительство троллейбусной линии от ул. Суботівська – Рясное-2. Кстати, сегодня конечную остановку на Субботовском имеет троллейбус №12, который едет до Львовского национального университета. Если маршрут троллейбуса продлят до Изобильного, то этот микрорайон получит троллейбусное сообщение с центром города.

Стоит менять советские маршруты

Роман Любицкий, исследователь городского транспорта, преподаватель кафедры градостроительства НУ “Львовская политехника” отмечает, что через существенное увеличение количества местного населения, нашему городу нужно расширять сети электрического транспорта.

“Количество населения и стремительный рост плотности застройки Львова предопределяет необходимость использования и совершенствования высокомобильных видов транспорта. В европейских исторических городах с большим пассажиропотоком лучше всего справляется традиционный вид общественного транспорта – трамвай. В условиях улично-дорожной сети он имеет приоритет, а на участках, где это возможно, создаются выделенные полосы движения. Это обеспечивает возможность соблюдения графика движения, скорости передвижения и регулярности поездок. Другим преимуществом трамвая является его экологичность”, – уверяет Роман Любицкий.

С его слов, сетью трамвайных маршрутов должны быть обеспечены абсолютно все густонаселенные жилые районы.

“Если посмотреть на сегодняшнюю трамвайную сеть Львова, увидим, что большинство маршрутов остались неизменными с межвоенного времени. В советский период в планах містобудівельників было значительное расширение трамвайной сети и создание новых линий скоростного трамвая. Вне центра эти линии должны были проходить выделенными полосами движения, а в центре города погружаться в подземные тоннели. К сожалению, эти планы удалось реализовать лишь частично – построили выделенные полосы движения на улицах Сахарова, Княгини Ольги и Лычаковской, а подземный тоннель, который должен был их соединить, завершить не удалось. За годы независимости значительным мероприятием по улучшению трамвайной инфраструктуры стало недавнее прокладки линии на Сихов, которая, к слову, также была запланирована еще в 70-е годы прошлого века”, – рассказывает Роман Любицкий.

Следовательно, в результате значительного расширения застройки города, трамвайные линии, которые были заложены еще более 100 лет назад, требуют расширения.

“Возникает необходимость продления трамвайных маршрутов в густонаселенных жилых районов: по вул. Шевченко до Обильного, по Городоцкой – к Ряшівської, по Миколайчука – на Замарстинов, по Лычаковской – в Лисиничи. В случае наличия развитой трамвайной сети в Львове, сегодняшние транспортные проблемы не были бы такими острыми. Перемещение большого пассажиропотока между районами и в центр города выполнялось бы регулярно и без задержек. В то же время сеть автобусных маршрутов смогла бы дополнить трамвайную, обеспечивая связь между непокрытыми трамвайным сообщением районами”, – отмечает “Львовской Почте” собеседник.

Еще раньше Святослав Товстига нашему изданию отмечал, что прежде чем запускать новые маршруты, надо догнать нужное количество подвижного состава на каждой из рабочих троллейбусных линий. Потому что если открывают новую линию, то троллейбусы для нее будут снимать с другого маршрута. И, мол, тогда проблему не решают, а наоборот поглибляють. Если мы увеличиваем троллейбусную сеть, не увеличивая качественную количество транспорта, то страдают пассажиры.

“Надо брать пример с Тернополя, где сначала закупили нужное количество подержанных троллейбусов, а уже в этом году начали строить новые линии и продолжили для них закупать новые вагоны – это правильный путь. Есть еще одна проблема. Я живу в районе Топольной и часто вижу, что старая “Шкода” ползет, как черепаха, а “Электрон” ее сзади нагоняет. Если мы покупаем транспорт, то на какую-то одну линию ставим новый транспорт и соответственно у него средняя скорость одинаковая, а не делаем такую комедию”, – отмечал Святослав Товстига.

Амбітно. Зручно. Екологічно

Юрий Кужелюк, депутат Львовского горсовета, член комиссии финансов и планирования бюджета:

– Неоднократно уже отмечал, что я давно являюсь большим сторонником развития троллейбусных маршрутов в городе Льва. Прежде всего потому, что это экологический вид транспорта. Да и в целом, очень хорошо, что троллейбусы еще ездят по улицам Львова, так во многих других городах, в том числе и европейских, их ликвидировали, и перешли только на трамвае. Хоть развитие трамвайных линий – это позитивно, и этот вид транспорта, возможно, немного и комфортнее, чем троллейбусы, но строительство трамвайных линий очень дорогое. Поэтому считаю, мы должны развивать троллейбусные маршруты. В целом городская власть имеет в планах развитие как троллейбусного движения, так и трамвайного.
В частности, сейчас за средства Европейского банка продолжают трамвайную линию от бывшего рынка «Санта-Барбара» по Вернадского до улицы Стрыйской. В общем, думаю, что в первую очередь в городе нужно привести в порядок те трамвайные линии, которые уже проложены в городе, в частности, те, что проходят по улицам С. Бандеры, Витовского, Шевченко, Площади Рынок и тому подобное. Также знаем, что уже идет ремонт улицы Замарстиновской, Лычаковской, через которые проходят популярные трамвайные маршруты.
Троллейбусы городу нужны. Тем более, что электричество дешевле, чем топливо, поэтому эксплуатационные затраты этого вида транспорта значительно меньше. Другой вопрос, что у нас троллейбусов не хватает, но Львову аналогично и других видов транспорта не хватает. Думаю, что стоило бы протянуть троллейбусную линию от улицы Зеленой улице Пасечной в Медовой Пещеры. Там аж просится троллейбусная линия, даже проект разрабатывали в свое время. Еще одну троллейбусную линию стоило бы проложить от перекрестка Стрыйская – Научная вблизи «Шувара» в Кинопалац Довженко.
Есть идея протянуть троллейбус до Обильного, но этот проект требует строительства дороги от Левандовки. Поэтому это чрезвычайно дорогостоящая идея, и я даже не уверен, что на ее реализацию найдутся средства, потому что там надо прокладывать и путепровод через железную дорогу, и местность там довольно торф’яниста. Также, как на меня, то было бы уместно «подтянуть» 13-ый троллейбус до Голосковского кладбища. Но для начала там надо дорогу сделать.
Но пока одни пытаются улучшить этот вид транспорта во Львове, другие, должен отметить, регулярно воруют троллейбусные провода – и делают это совсем не сепаратисты, а местные. Вот такие реалии – аж стыдно! Для того, чтобы улучшить подвижной состав львовских троллейбусов, есть два направления – закупка новых или реставрация старых. Закупка для города – это дорого, во-первых, а во-вторых, завод и не сделает такое большое количество транспорта, который нужен Львову в идеале. Надо понимать, что за средства, которые нужны на покупку одного нового троллейбуса, можно отреставрировать несколько старых.

Обсуждение закрыто.